PDF-версия статьи |
Генезис проблемы исходит из того, что в России со сменой социального строя вместо советского народа как исторической общности людей возникло множество государств, отстаивающих свои национальные и религиозные интересы. На огромном пространстве Евразии возникло множество национальных, этнических групп, проектов и идей. В такой ситуации классические идеологии национальных и религиозных групп, основанные на основе потребности человека в безопасности, не способны объединить многонациональный и многоконфессиональный народ России. Приведение их в действие способствует межэтническим и межрелигиозным конфликтам. Необходима новая российская идеология идентичности, основанная на потребности в безопасности, которая должна объединять все социальные группы России. Новая российская идентичность должна отражать геополитические реалии современного мира; иметь четкие цивилизационные ориентиры; быть обращенной в будущее, основанной на прорывном проекте вывода России в мировые лидеры.
Суть проблемы состоит в том, что отсутствует единое понимание в трактовке сложного феномена идентичности. Существуют подходы и парадигмы, обладающие определенной достоверностью и аргументацией. Значимость и многосторонность проблемы требует рассмотрения её в разных аспектах. Так, глобализационный аспект обусловлен тем, что глобализация сильно и резко трансформирует не только экономические и политические отношения, она меняет мировоззрение современного человека, в результате чего возникают идеологические и культурные конфликты, психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворенность и размытость идентификации.
Идеологический аспект является неотъемлемым в структуре идентичности. На сегодняшний день отсутствует теоретически и концептуально разработанная, целостная идеология России, не найдена новая национальная идея страны, которая придавала бы общий смысл и содержание российской идентичности. В таком аспекте возможно возрождение «старых» идей: идея возрождения России как великой державы и завоевания ею достойного места в современном мире, идея российского патриотизма в многообразии России в этнонациональном и конфессиональном смыслах.
Однако, несмотря на наличие множественных аспектов научной мысли, остаются неразработанные проблемные поля. В проблеме идентичности необходимо «навести мосты» между отдельными парадигмами, интегрировать социальное знание на основах паритета, диалога, взаимодополнительности различных парадигм. Необходим полипарадигмальный подход, который позволяет представить идентичность как целостность, конвергенцию, как сложную диалектическую систему взаимовлияния социальных общностей и групп, что требует полипарадигмального подхода к исследованию идентичности. Такой подход включает совмещение разных подходов и парадигм, включая парадигмы этнической, национальной, цивилизационной и других идентичностей.
ОПУБЛИКОВАНО
Заяц З.В., Алиева Н.З., Турманидзе И.Р. Российская идентичность: глобализационный вызов . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 7