Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Труд детей в годы Великой Отечественной войны

Сибирский федеральный университет


Keywords: war, children, social security, labour, Krasnoyarsk Region.

Военный период - это всегда проверка жизнеспособности государства. Великая Отечественная война выдвинула в качестве основного фактора победы экономический потенциал государства. Отступление Красной Армии в 1941 г. и сдача важнейших индустриально-аграрных районов нанесли советской экономики тяжелейший удар. В очень сложном положении оказалось сельское хозяйство. Большинство его мужчин-крестьян ушли на фронт. Благодаря народной самоотверженности и мобилизационным возможностям своего хозяйственного механизма СССР смог выстоять, совершив неожиданный для многих экономический прорыв. Основная тяжесть по снабжению фронта выпала за восточные регионы страны, в том числе и Красноярский край. Место мужчин на производстве заняли женщины, старики, подростки, дети.

С первых дней войны, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию, местные партийные и комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту.

Уже в июне-июле 1941 г. пионеры и школьники края были привлечены к прополке хлебов, сеноуборке, закладке силоса в колхозах и совхозах. Из них создавались отряды из 20 человек, в которые включались все физические здоровые подростки от 13 лет, проживающие в городах и районных центрах. Отряды комплектовались по возрастным категориям и классам. Было установлено, что каждый отряд должен выехать на работу в сельскую местность сроком не менее чем на полтора месяца. На местах также создавались отряды, в которые объединялись все учащиеся, проживающие в сельской местности, но не занятые на полевых работах. Пионеры и школьники до 14 лет работали на поле по восемь часов, а все остальные учащиеся – в соответствии с существующим порядком, то есть от рассвета до заката. В результате проделанной работы в течение первых двух месяцев войны из г. Красноярска в районы края на полевые работы выехало свыше 4800 человек [1].

Всего в 1941 г. на прополке и уборке урожая участвовало свыше 200 тыс. школьников и около 6000 учителей. Все они выработали около 2 млн. трудодней, что в среднем составили по 10 трудодней на каждого [2]. В целях повышения эффективности их работы и организации посевной кампании 1942 г. было принято решение провести подготовительные работы по подготовке к сельскохозяйственному труду школьников уже зимой 1941 г.

17 ноября 1941 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних учебных заведений, учащихся высших учебных заведений и служащих городов и райцентров», которое предписывало до 15 апреля 1942 г. организовать для всех учащихся 7 – 10 классов средних и неполных средних школ изучение теоретической и практической части сельскохозяйственного труда.

На 1 марта 1942 г. из числа школьников было подготовлено и направлено в колхозы, совхозы и МТС края трактористов 3893 чел., штурвальных комбайнов – 541 чел., шоферов – 87 чел., рабочих на простые сельхозмашины – 21417 чел. Кроме того практически все ученики с 5 по 10 класс прошли элементарную сельскохозяйственную подготовку.

На школьников и учителей распространялись принципы оплаты труда колхозников – трудодни. В рамках социалистического соревнования был дать призыв выполнить «пионерский минимум» трудодней. Каждому школьнику городской школы, 6 класса за лето выработать 45 трудодней, 7-8 классам по 60 трудодней, 9-10 класса – 85 трудодней. Для сельских школ показатели были еще выше для 6 класса – 60 трудодней, 7-8 класс – 85 трудодней, 9-10 классы – 120 трудодней [3].

Большинство колхозов и совхозов края только благодаря активному привлечению к труду детей и подростков смогли обеспечить выполнения плановых показателей и обеспечить фронт хлебом.

Благодаря величайшему напряжению сил народа, включение всех возможных ресурсов страна одержала Великую Победу в той страшной войне. Победа стала общим делом без разделения на пол и возраст, и дети внесли свой неоценимый вклад, возложив на алтарь победы свое Детство.

Литература:

1. КГКУ «ГАКК». Ф. П-1474. Оп. 3. Д.345. Л.163-166, 180-182

2. КГКУ «ГАКК». Ф. Р-1383. Оп. 1. Д. 524. Л.36.

3. КГКУ «ГАКК». Ф. Р-1383. Оп. 1. Д. 524. Л.39.


ОПУБЛИКОВАНО

Нихочина А.А., Грязнухин А.Г. , Малютина Л.Ф. , Грязнухина Т.В. Труд детей в годы Великой Отечественной войны. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 6