PDF-версия статьи |
Миграционная политика государства занимает важное место в социально-экономическом развитии страны. Характер и методы ее реализации, в конечном счете, влияют на политическую, демографическую ситуацию и национальную безопасность. Поиск эффективного решения этих проблем является одной из актуальнейших задач государственной политики на современном этапе. Президентом и правительством России были утверждены федеральные миграционные программы, в которых были сформулированы основные положения миграционной политики. В июне 1992 г. была создана Федеральная миграционная служба. На государственном уровне было признано необходимым расширить возможности легального пребывания в стране иммигрантов, укрепить правовую базу легальной миграции и ужесточить меры в отношении нелегалов. В сложившейся ситуации первостепенное значение имеют меры по адаптации прибывших иммигрантов к новым для них социальным условиям. Проводимая государственная политика в области адаптации должна позволить иммигрантам осуществлять легально трудовую деятельность и избежать межнациональных столкновений между ними и коренным населением. Проблемы усугубляются тем, что чаще всего миграция носит временный и неорганизованный характер. Установка на временный характер пребывания, которое обычно связано с работой в месте вселения, затрудняет успешную реализацию мероприятий по адаптации вновь прибывших мигрантов.
На территории Красноярского края осуществляются активные миграционные процессы, которые оказывают большое влияние на развитие региона в целом. И поэтому проблемы, связанные с миграцией населения и адаптацией вновь прибывших мигрантов к местным условиям, для края очень актуальны. Главным препятствием на пути адаптации является незнание русского языка. Стимулом для изучения русского языка должна стать необходимость подтвердить владение языком при трудоустройстве на работу. С 2015 г. все иностранцы, желающие получить работу, должны будут сдавать экзамены по русскому языку. Открытие в Красноярске бесплатных языковых курсов для иностранцев является одним из способов решения адаптационной проблемы.
Большое значение на территории края уделяется адаптационной политике в молодежной среде. В 2008 г. стал осуществляться проект «Образовательная адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и переселенцев в Красноярском крае». Участие в реализации этого проекта приняли Совет администрации Красноярского края и Агентство США по международному развитию (АМР США) [1]. Исследования показали, что адаптация детей из семей мигрантов осложняется, прежде всего, языковыми проблемами, трудностями в освоении образовательных программ, нарушением общепринятых норм поведения. Трудности наблюдаются и при взаимодействии родителей-мигрантов с представителями образовательных структур. Большой проблемой, требующей неотлагательного решения, является проблема отсутствия специалистов по социальной адаптации. Выявление проблем в сфере адаптационной политики позволяет найти пути наиболее эффективного их решения. Так более 70 человек прошли обучение на семинарах, на которых изучались формы и методы работы с детьми из семей мигрантов, в ближайшее время начнут работать несколько адаптационных центров. Для детей приезжих будут дополнительно организованы занятия по русскому языку и истории культуры России, будет оказываться психологическая помощь [2].
Шагом на пути эффективной адаптации иммигрантов может стать так же разработка нормативной и методической базы в области совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений. Национальный состав Сибирского региона на сегодняшний день представлен 140 национальностями. На территории края зарегистрировано 57 национально-культурных объединений. Формирование толерантного сознания у местного населения, основанного на понимании и принятии культурных отличий, является одной из задач системы воспитания, образования, средств массовой информации.
Знание языка, правовая грамотность, религиозная терпимость помогут иммигрантам более успешно взаимодействовать с местным населением, и тем самым, будут способствовать более эффективному проведению адаптационной политики в целом.
Литература:
1. Данилова А. Мигранты: свои среди чужих / А. Данилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// newslab.ru/article/514130
2. Проект «Образовательная адаптация детей и молодёжи из семей мигрантов и переселенцев в Красноярском крае» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newslab.ru/news
ОПУБЛИКОВАНО
Грязнухина Т.В., Грязнухин А.Г., Нихочина А.А., Малютина Л.Ф. Роль государственных и общественных организаций в социально-правовой адаптации мигрантов в Красноярском крае. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Культурология"). - C. 3