PDF-версия статьи |
Указывая на серьезность воспитания подрастающего поколения, президент РК Н.Назарбаев отметил: «Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарное начало».
Происходящие в Республике Казахстан политические, экономические, социальные радикальные преобразования воздействуют на сферу образования, требует от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
С созданием суверенного многонационального государства возникает необходимость формирования нового поколения людей, владеющих правовыми знаниями и имеющих активную жизненную позицию. Познание человеком своей Родиной, формирование гражданских чувств и нравственных качеств – сложный процесс и начинать его нужно с младшего возраста. Внимание к проблемам правового образования детей объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать правовое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков и наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с обществом. Это взаимодействие становится все более необходимым по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с обществом. Именно поэтому так важен в правовом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются.
Будущее нашей страны во многом определяется тем, какую молодежь мы воспитываем сегодня. Сегодняшний подросток – правонарушитель завтра может стать потенциальным преступником. Но проблема борьбы с преступностью – комплексная, ее решение зависит не только от органов внутренних дел, но и воспитание родителей, педагогов и психологов.
Поэтому вопрос о формирование правовой культуры подростков считается одной из самых актуальных педагогических проблем.
Правовая культура выражается, прежде всего в обычном праве. Понятие «обычное право» рассматривается как совокупность норм, выражающих юридическое убеждение народа, а «юридический обычай» как обязательная правовая норма . Хотя по данному вопросу не было единого мнения о роли юридических обычаев в жизни простого народа, но все же прерогатива регулирования отношений между законом и обычаем не была установлена.
Обычай в основном понимался как юридическое воззрение народа, неоднократно и однообразно проявляющееся в жизни: это – закон, живущий в сознании каждого народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Махметова Н., Воспитание правового сознания, правовой культуры – неотлъемный процесс правового воспитания. // Воспитание школьника - 1/2007. - С.26
2. Шалгинбаев Т., Профилактика правонарушений среди подростков с девиантным поведением // Воспитание школьника - 1/2008. - С.3.
3. Постанавление Республики Казахстан от 17.02.2001г. №249 Программа «Молодежь Казахстана»// Государственная молодежная политика Республики Казахстан. Астана, 2001, 164с., С.
ОПУБЛИКОВАНО
Шаймерденова Г.С, Жайлаубаев Н.М, Нышанбаева Ж.У, Изтаев Ж.Д, Бахбердиева К.М Правовое воспитание школьников как социальная-педагогическая проблема. // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4