Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Модель применения информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов - педагогов в ВУЗе

юкгу ИМ. М.О.Ауезова


Среда обучения существенно влияет на проектирование и предоставление учебных курсов. Естественно, что организация учебного процесса в такой образовательной системе будет отличаться от традиционной. Однако, при выборе обучающей технологии, необходимо исходить из понимания того, что обучение в традиционной учебной аудитории является хотя и не наилучшим способом предоставления курсов, но самым распространенным на сегодняшний день.

Достаточно часто новые информационные технологии вводятся в учебный процесс во многом случайно, просто по причине доступа преподавателей к каким-то из этих технологий. В деятельности педагогов уточнены цели обучения информатики будущих педагогов и выделены концептуальные принципы информатики подготовки студентов педагогического факультета вуза: мотивационное обеспечение учебного процесса по информатике; компетентностно-ориентированное обучение будущих педагогов информатике; профессиональная направленность обучения информатике, вариативность подготовки студентов педагогического факультета; планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов по информатике; усиленное внимание к развитию логического мышления в процессе обучения информатике будущих педагогов[1].

В предлагаемой модели преподавания информатики выделены те направления информатики, которые будут способствовать формированию студентов системного мировоззрения, позволят им овладеть современными информационно-коммуникационные технологиями и применять их в реальных задачах из конкретных предметных областей.

Преподаватель, применяющий новые технические средства в старой образовательной системе, то есть при старых педагогических методах, экономических механизмах и организации труда, не в состоянии обеспечивать эффективное образование[2].

Согласно разработанной нами модели рассматриваются следующие этапы:

1. Тенденции модернизации системы ВПО (фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация и др.) и ГОС ВПО (требования к минимуму содержания обучения, квалификационная характеристика).

2. Степень разработанности проблемы информационно-коммуникационой подготовки в вузе студентов -педагогов.

3. Концептуальные принципы проектирования и реализации подготовки будущих педагогов информатике к использованию ИКТ.

4. Цель обучения информатике будущих педагогов: мотивация учения информатике, интеллектуальное развитие студентов, формирование ключевых компетентностей и т. д.

5.Мотивационное обеспечение учебного процесса по информатике.

6.Профессиональная направленность обучения по информатике и педагогической информатике.

7.Вариативность подготовки будущих педагогов информатике.

8.Планирование организация и контроль самостоятельной работы студентов по информатике.

9.Усиленное внимание к развитию логического мышления будущих педагогов. Содержание обучения информатике будущих педагогов в вузе:

• базовый курс «Информатики» (компьютерные справочно-правовые системы, консультационные системы в педагогической деятельности. др.)

• формы, методы и средства обучения информатики, будущих педагогов: формы обучения (лекции, практические занятия, семинары, семинары-практикумы, мини-конференции, самостоятельная работа и др.);

• методы обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);

• средства обучения (учебные пособия по информатике, справочная и учебная литература профессионального характера;

• компьютерные средства Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel, Access)

• ИКТ для педагогов и текстовые варианты учебного пособия «ИКТ в образовании педагогов», тесты и др.);

10. Результат обучения: позитивное отношение студентов к изучению информатики, повышение уровня интеллектуального развития студентов, обученности информатики, готовность к использованию ИКТ в процессе дальнейшего обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.

Поэтому основной вопрос при выборе информационных, коммуникационных технологий заключается не в том, какая из них заведомо ведет к наилучшему результату учебного процесса, а в том, как оптимальным образом спроектировать и организовать этот процесс, как обеспечить адекватные связи между его элементами и компонентами.

Литература:

1.Баймулдина Н.С., Калмуханбетова С. Инновационные технологии в обучении студентов гуманитарных специальностей.// Новые информационные технологии в образовании. Материалы Десятой Алматинской научно- практической конференции. Алматы: ГЦНТО.- 2009.


ОПУБЛИКОВАНО

Алдабергенов Н.А., Кәрібай Г.Ж., Байдыбекова А.О., Шаймерденова Г.С., Бахбердиева К.М Модель применения информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов - педагогов в ВУЗе . // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7