PDF-версия статьи |
Достаточно часто новые информационные технологии вводятся в учебный процесс во многом случайно, просто по причине доступа преподавателей к каким-то из этих технологий. В деятельности педагогов уточнены цели обучения информатики будущих педагогов и выделены концептуальные принципы информатики подготовки студентов педагогического факультета вуза: мотивационное обеспечение учебного процесса по информатике; компетентностно-ориентированное обучение будущих педагогов информатике; профессиональная направленность обучения информатике, вариативность подготовки студентов педагогического факультета; планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов по информатике; усиленное внимание к развитию логического мышления в процессе обучения информатике будущих педагогов[1].
В предлагаемой модели преподавания информатики выделены те направления информатики, которые будут способствовать формированию студентов системного мировоззрения, позволят им овладеть современными информационно-коммуникационные технологиями и применять их в реальных задачах из конкретных предметных областей.
Преподаватель, применяющий новые технические средства в старой образовательной системе, то есть при старых педагогических методах, экономических механизмах и организации труда, не в состоянии обеспечивать эффективное образование[2].
Согласно разработанной нами модели рассматриваются следующие этапы:
1. Тенденции модернизации системы ВПО (фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация и др.) и ГОС ВПО (требования к минимуму содержания обучения, квалификационная характеристика).
2. Степень разработанности проблемы информационно-коммуникационой подготовки в вузе студентов -педагогов.
3. Концептуальные принципы проектирования и реализации подготовки будущих педагогов информатике к использованию ИКТ.
4. Цель обучения информатике будущих педагогов: мотивация учения информатике, интеллектуальное развитие студентов, формирование ключевых компетентностей и т. д.
5.Мотивационное обеспечение учебного процесса по информатике.
6.Профессиональная направленность обучения по информатике и педагогической информатике.
7.Вариативность подготовки будущих педагогов информатике.
8.Планирование организация и контроль самостоятельной работы студентов по информатике.
9.Усиленное внимание к развитию логического мышления будущих педагогов. Содержание обучения информатике будущих педагогов в вузе:
• базовый курс «Информатики» (компьютерные справочно-правовые системы, консультационные системы в педагогической деятельности. др.)
• формы, методы и средства обучения информатики, будущих педагогов: формы обучения (лекции, практические занятия, семинары, семинары-практикумы, мини-конференции, самостоятельная работа и др.);
• методы обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);
• средства обучения (учебные пособия по информатике, справочная и учебная литература профессионального характера;
• компьютерные средства Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel, Access)
• ИКТ для педагогов и текстовые варианты учебного пособия «ИКТ в образовании педагогов», тесты и др.);
10. Результат обучения: позитивное отношение студентов к изучению информатики, повышение уровня интеллектуального развития студентов, обученности информатики, готовность к использованию ИКТ в процессе дальнейшего обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.
Поэтому основной вопрос при выборе информационных, коммуникационных технологий заключается не в том, какая из них заведомо ведет к наилучшему результату учебного процесса, а в том, как оптимальным образом спроектировать и организовать этот процесс, как обеспечить адекватные связи между его элементами и компонентами.
Литература:
1.Баймулдина Н.С., Калмуханбетова С. Инновационные технологии в обучении студентов гуманитарных специальностей.// Новые информационные технологии в образовании. Материалы Десятой Алматинской научно- практической конференции. Алматы: ГЦНТО.- 2009.
ОПУБЛИКОВАНО
Алдабергенов Н.А., Кәрібай Г.Ж., Байдыбекова А.О., Шаймерденова Г.С., Бахбердиева К.М Модель применения информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов - педагогов в ВУЗе . // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7