PDF-версия статьи |
Полиязычие – основа формирования поликультурной личности.Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков, представляющий собойсовокупность ценностных установок и склонностей личности, которые необходимы для успешного взаимодействие с представителями других культур на равноправной основе. В полиязычном сообществе успешно развивается толерантная поликультурная среда , где сосуществуют и обогащаются национальные обычаи и традиции, музыка, литература, театр и т.д. В послание народу Казахстана президент сказал, что «Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы»[1].
Достижение цели и задач полиязычного образования находится в тесной связи с необходимостью формирования новой личности,которая характеризуется готовностьюк межкультурной коммуникации, умением жить в поликультурном сообществе, важной составной частью которого является сфера профессиональной деятельности, и способностью использовать иностранные языки в профессиональных целях.
В соответствии с этими требованиями в Казахстане разработан «Стандарт непрерывного уровневого обучения государственному языку» в системе «детский сад – школа – колледж – высшее учебное заведение», в котором определены уровни обучения полиязычию (CEFR). В нем отражено содержание обучения и прописаны требования к уровням обучениятрёхъязычияпо четырём видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). В целом предлагаемые в стандарте уровни соответствуют положениям Государственной программы функционирования и развития языков в Республике Казахстан. В стандарте реализуется уровневая модель иноязычного образования, разработанная Казахстанским государственным университетом мировых отношений и мировых языков им. Абылай хана(2006г)и направленная на создание единой национальной системы иноязычного образования. Данная модель предложена в Концепции развития иноязычного образования Республики Казахстан, в которой представлены уровни и содержание иноязычного образования для начальной и средней школы, специализированных школ, для языковых и не¬языковых вузов, а также для продолженного образования.
Фактором, препятствующим параллельному овладению тремя и более языками, является отсутствие единой методологической платформы, нормативно-управляющей и содержательной базы, а также единого контрольно-оценочного механизма полиязычного образования, следствием чего является отсутствие стандартизированного обучения всем трём языкам не позволяет обеспечить.
В настоящее время проблема состоит в разработке нормативно-правовых документов и теоретических проблемполиязычного обучения, его научного, учебно-методического и организационного обеспечения. Проблема состоит в количественном, а также качественном составе ППС, ведущих занятия на трёх языках, а также в повышении квалификации ППС в соответствии с требованиями полиязычного образования. Способами решения значительной части проблем является, по нашему мнению, следующее: издание качественных учебников нового поколения, учебных пособий, трехъязычныхсловарей; приглашение зарубежных и казахстанских специалистов в области полиязычиядля проведения лекций и мастер-классов. Все эти проблемы требуют не только правильного организационного и методического подхода, но и немалых финансовых затрат. Дальнейшими мерами по реализации полиязычного образования являются:
- разработка и внедрение новых элективных курсов на трёх языках в соответствии с международными стандартами;
- разработка инновационных методик полиязычного образования на основе изучения передового опыта зарубежных стран;
- разработка модели полиязычного дистанционного обучения;
- увеличение числа ППС для прохождении стажировок в рамках обмена за рубежом;
- издание учебной, учебно-методической и научной литературы в соответствии с учётомполиязычного обучения в Казахстане.
Литературы:
1.Назарбаев Н.А., Послание Президент Республики Казахстан « Н.А. Назарбаева народу Казахстана». Астана 2012г.
2. Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 гг. и культурной программе “Триединство языков” к 2020 г.
ОПУБЛИКОВАНО
Тулегенова Б.А., Тогусбаева М.С., Сандыбаева А.Г. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 12