PDF-версия статьи |
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов определяли учебную деятельность, как один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков. Д.Б. Эльконин формулировал понятие учебной деятельности, как структуру, включающую в себя учебную цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения и действия оценки степени усвоения [1]. Автор считал, что формирование учебной деятельности – это процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя. При этом необходимо суметь сориентировать ученика не только на получение правильного результата при решении конкретной задачи, но и на правильное применение усвоенного общего способа действий. В.В. Давыдов под термином «учебная деятельность» определял один из типов воспроизводящей деятельности детей (не следует отождествлять с термином «учение».) Учебная деятельность имеет своё особое содержание и строение. Её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, игровой, общественно-организационной, трудовой и т.д.).
Для развития ребенка как личности, наиболее важны мотивы учебной деятельности. Мотивы, бывают следующие: познавательные, социальные, узколичные. Причем, когда мы говорим о мотивах познавательных, то имеем в виду мотивы, которые направлены на освоение знаний, освоение методов получения знаний, приобретение дополнительных знаний и так далее. Социальные мотивы – это мотивы ответственности, понимания значимости учения, стремление к приобретению своей новой социальной роли (ученика). Узколичные – это уже потребности личности в получение похвалы, хорошей отметки, признание.
Начальная школа в силу своей особой специфики, связанной с тем, что учебный процесс осуществляется в основном одним учителем, является самым удачным звеном в системе общего среднего образования в части формирования учебно– организационных умений. Отрабатывая эти умения на каждом уроке, в рамках каждого образовательного компонента, учитель создает благоприятные условия для перехода их на уровень универсальных учебных действий. Становясь учащимися основной ступени обучения, дети могут утратить полученные в начальной школе умения, если в школе не налажена работа по осуществлению преемственности не только на уровне содержания образования, но и на уровне практикуемых образовательных технологий. Если же эти вопросы в образовательном учреждении серьезно и грамотно решаются, то многие основополагающие проблемы государственного образовательного стандарта могут быть успешно решены.
Процесс формирования полноценной учебной деятельности не должен ограничиваться только работой школы. Этот процесс должен быть непрерывным. Предпосылки учебной деятельности должны формироваться уже в старшем дошкольном возрасте, когда ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является игровая деятельность. Именно в процессе сюжетно– ролевых игр дети учатся ставить перед собой цель, планировать свои действия согласно правилам игры, соотносить совершенные действия с образцом, оценить свою деятельность в игре. И если в дошкольном образовательном учреждении этой важной работе отводилось достойное место, то, как правило, в первый класс поступают дети, которые достаточно успешно адаптируются в школе, готовые к смене игровой деятельности учебной как ведущей на протяжении всей школьной жизни ребенка.
Педагогам и родителям следует учитывать данные анатомо – физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома. Необходимо проявлять заботу о правильной осанке детей во время учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности.
Литературы:
Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности /Д.Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах. Москва–Воронеж, 1995.
ОПУБЛИКОВАНО
Жетписбаева Г.О., Тогатай М.М., Танабаева Г.У. Особенности организации учебной деятельности младших школьников. // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15