Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Трактовка понятия 5PL-провайдера в трудах российских и зарубежных авторов

Курганский государственный университет


В современной учебной и научно-методической литературе авторы выделяют логистических провайдеров уровня 5PL (Fifth Party Logistics) как отдельный элемент в классификации логистических операторов. Многие авторы, и в частности А.В. Иващенко и Д.Г. Пейсахович, понимают под 5PL-провайдером оператора, управляющего в основном потоками информации о заказах, ресурсах, планах, фактическом состоянии транспортной сети и т.д. Стоит заметить, что подобное информационное управление логистическими бизнес-процессами с использованием самых современных информационных систем и технологий производят логистические операторы любого уровня, заинтересованные в сохранении своих конкурентных позиций на современном рынке, следовательно, на каждом уровне логистического сервиса присутствуют названные информационно-коммуникационные решения, и операторы любого уровня используют современные информационные комплексы и виртуальные технологии планирования, диспетчеризации и мониторинга логистических бизнес-процессов.

Если рассматривать 5PL-провайдеров с точки зрения интеграционного подхода, как это делают Лишнев К.О., Тараскина Е.П., Заруднев Д.И., Дикинов А.Х., Хончукаева Л.В. и Айтбагина Э.Р., тогда под 5PL-провайдингом следует понимать управление всеми компонентами интегрированной цепи поставок, а не только информационными потоками. Такое управление подразумевается в рамках единого информационного пространства, с использованием сети Интернет в качестве объединяющей виртуальной платформы. В данном случае 5PL-провайдер определяется Тараскиной Е.П. и Зарудневым Д.И. уже как «сервисная компания, которая выполняет на основе аутсорсинга комплексные услуги по управлению интегрированными процессами в цепях поставок без применения физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками». Однако, такая трактовка 5PL-провайдера также не дает возможности выделить его в качестве отдельного, самостоятельного элемента классификации логистических операторов в виду того, что по опыту специалистов практиков комплексные 3PL- и 4PL-провайдеры несколько лет назад уже сами перешли на максимально полную информатизацию и виртуализацию своей деятельности. Так, по словам коммерческого директора компании МОЛКОМ (3PL-провайдера) Седрика Амблара, информационные технологии – это фундамент бизнеса, инструмент оптимизации операционных процессов 3PL-провайдера и драйвер его развития. Постоянное совершенствование внедряемых информационных технологий позволяет 3PL-провайдерам решать все новые и новые задачи, обеспечивать глубокую интеграцию всех бизнес-процессов в единое информационное поле. Виртуализация, информатизация и автоматизация 3PL- и 4PL-провайдеров на сегодняшний день стала уже обычной и необходимой практикой современного рынка и не вызывает существенного расширения или кардинального изменения спектра логистических услуг провайдеров, целей и процессов осуществления ими своих услуг.

Данная точка зрения впервые была обоснована профессором Сергеевым В.И. в учебнике по управлению цепями поставок. Он отмечает, что изменения, связанные с развитием Интернета и электронным бизнесом, оказывают сильное влияние на различные сегменты рынка логистических услуг, которые в целом развиваются интегративно. Однако, электронная коммерция не является новым сегментом или новым критерием классификации решений по управлению цепями поставок. Она ведет лишь к образованию более широкого спектра предложений интегрированных услуг 3PL- и 4PL-уровня в цепях поставок.

Следовательно, можно сделать вывод, что информатизация и виртуализация деятельности логистических провайдеров не изменяет их видовой, процессный или функциональный состав и не позволяет выделить такого рода «виртуальных» или «Интернет-провайдеров» в качестве нового вида логистических операторов. Но существует еще одна точка зрения на понимание феномена 5PL-провайдинга как стратегического бизнес-консалтинга по управлению цепью поставок, которой придерживаются такие зарубежные и российские авторы как Koch J., Strube F., Zadek H., Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Стерлигова А.Н., Прокофьева Т., Покараева Н., Курамшин Н.Д., и которая наиболее близка также автору данной статьи. Однако, данная концепция еще недостаточно изучена и проработана, и требует отдельного, более детального рассмотрения.


ОПУБЛИКОВАНО

Ермакова П. А. Трактовка понятия 5PL-провайдера в трудах российских и зарубежных авторов. // Современные проблемы науки и образования - 2017.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 4