PDF-версия статьи |
По форме самостоятельные работы могут быть устными и письменными. Устные применяются редко и только при наличии условий. Например, если есть свободная комната, где 2-3 детей могут выполнять фонетические упражнения, распевать новую песню, учить стихотворение, репетировать сценку. В письменных работах самостоятельные задания необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Важно избегать монотонных, скучных заданий, притупляющих восприятие.
Длительность самостоятельных работ обусловливается многими причинами. Прежде всего - объемом и сложностью задания. Оно может быть и небольшим, но если ученики только начали работу с новым материалом, потребуется больше времени на его выполнение. Увеличивают длительность: 1) низкий уровень овладения техникой выполнения заданий; 2) недостаточная подготовленность учеников к восприятию нового материала; 3) нерациональное сочетание умственных и практических действий. Бывает, что задание несложное, но требует аккуратного оформления. Нужно, например, сделать вычисление и заполнить итоговую табличку. Заполнение ее может быть даже более трудной операцией, чем сами вычисления. Длительность самостоятельной работы зависит также от работоспособности учеников, объема внимания, темпа чтения и письма, степени овладения учебными умениями и навыками.
Планируя и предлагая такую работу в классе-комплекте, учитель должен: - хорошо понимать ее цели; - отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока; - ориентироваться в требованиях на имеющийся уровень овладения учебным материалом; - максимально учитывать уровень подготовленности и возможности учеников; - использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания; - предвидеть трудности и «барьеры», которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы; - обоснованно выбирать ее объем; - разнообразить самостоятельные задания по содержанию; - предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т.п.; - определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени; - готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры»; - искать рациональные способы проверки работ; - подводить итоги выполнения самостоятельной работы; - проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.
Литературы
1 Бабина С.Н. Социальная потребность в организации начального профессионального образования школьников //Педагогика, теория и методика обучения. - Челябинск, 2002. - № 6. -С. 24-32.
ОПУБЛИКОВАНО
Жетписбаева Г.О., Асылбаева Ж.У., Спанкулова С.С., Урматова Т. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления. // Современные проблемы науки и образования - 2017.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15