PDF-версия статьи |
Студентам было предложено в письменной форме отразить сложности, которые они испытывают при обучении в ВУЗе и по возможности перечислить эти трудности: Выявлено:
1. Длительный период адаптации; 2. Сложности с выбором профессии; 3. Проблемы с получением знаний по предметам; 4. Конфликты с преподавательским составом.
Было предложено написать в свободной форме пути, которые, по их мнению, решат эти проблемы: Выявлено:
1. Изменить образовательную систему в школе. Ввести в школе предмет, который даст систему знаний, как уметь учиться и воспринимать предметы целостно, а не получать отрывочные знания. Предмет, который поможет правильно выбрать профессию; 2. Два последних года обучения преподавание в школе должно соответствовать вузовскому.
Какого преподавателя они хотели бы видеть: Выявлено:
1. Активно участвующего в творческом и образовательном процессе студентов; 2. Справедливо оценивающего знания и способности студентов, беспристрастного; 3. Уверенного в себе, уважающего себя и свое время, умеющего сохранить дисциплину и адаптирующегося к любой непредвиденной ситуации; 4. Уважающего студента и видящего в нем творческое начало, способного участвовать в научной деятельности.
Какой способ обучения они считают приемлемым и, в какой форме они видят идеальное преподавание: Выявлено:
1. В виде дискуссий, предоставления наглядного и видео материала, участия студентов в процессе обучения; 2. Идеальным преподаванием можно считать, когда возникает взаимопонимание студента с преподавателем и педагог способен наладить контакт с аудиторией.
Почему они выбрали данный ВУЗ?: Выявлено:
1. Чтобы получить диплом о высшем образовании; 2. Чтобы устроиться по соответствующей специальности; 3. Поступили только в данный Вуз; 4. Получить знания и сделать карьеру по специальности.
Что они хотят получить от обучения в ВУЗе?: Выявлено:
1. Знания и навыки для принятия на высокооплачиваемую работу; 2. Диплом о высшем образовании; 3. Рабочее место.
Какие качества преподавателя мешают студентам усваивать материал?: Выявлено:
1. Пристрастность; 2. Неумение преподать материал, обучение в форме монолога; 3. Равнодушие к творческим способностям студентов, нежелание тратить свое личное время; 4. Когда знания преподавателя представляют собой зазубренность материала и при ответе студентами своими словами на вопрос, а не точными фразами из учебников, преподаватель начинает оценивать знания как несоответствующие пониманию предмета.
Что способствует правильному пониманию предмета?: Выявлено:
1. Доступность и простота материала; 2. Дискуссии и споры; 3. Наглядный материал; 4. Приглашение на занятие человека, достигшего высот в этой области и обсуждение материала с ним; 5. Профессионализм педагога и его эрудиция.
Результаты, полученные от студентов, свидетельствуют, что необходимо ориентировать свою педагогическую деятельность на соответствие их пожеланиям, поскольку оценка нашей деятельности ставится на основании того, каких профессионалов мы подготовим для общества и государства. Студенты осветили еще круг проблем связанных с предметом психология, они практически в один голос утверждают, что психология интересный предмет, дает какие-то представления о личности, взаимоотношениях, но не помогает в познании других предметов, не создает целостную картину мира, не помогает в личностной ориентации в обществе и т.д., а как и все другие предметы является поставщиком определенных знаний и не больше. В связи с этим выскажу свое мнение, что эта проблема возникает не от непрофессионализма педагогов психологов, а от несовершенства учебной и методической литературы, которая разработана для других целей. Сегодня просто необходимо переориентировать цели и задачи, которые в ВУЗе должна решать психология и подготовить обучающую систему, способную решать основные вопросы качественного образования.
ОПУБЛИКОВАНО
Павленко Л.В. ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 6