Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Психологическая готовность к овладению учебной деятельностью воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида

Сургутское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида II категории № 40 "Снегурочка"


С целью коррекции у дошкольников отклонений в физическом развитии в системе дошкольного воспитания созданы и функционируют детские сады компенсирующего вида. Посещающий их контингент, отличается от детей, включенных в обычные группы тем, что отбираются в них дети, имеющие проблемы со здоровьем.

В научной литературе довольно подробно рассматриваются психологические особенности детей поступающих в школу, но о физическом, развитии и особенно о состоянии здоровья говорится либо вскользь скороговоркой, либо вообще ничего. Между тем физическое развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе. Очевидно, что психологическая готовность ребенка к овладению учебной деятельностью в значительной степени связана с развитием его двигательной активности, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня готовности к овладению учебной деятельностью у старших дошкольников (подготовительная к школе группа), посещающих детский сад компенсирующего вида, а также уровней развития у них ряда познавательных психических процессов. Результаты, полученные в детских садах компенсирующего вида, сравнивались с данным, полученными при помощи тех же методик, в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

В качестве метода исследования уровня готовности к овладению учебной деятельностью использовалась система экспертных оценок на основе анкетирования воспитателей, в группах которых находились дети, участвующие в эксперименте. Педагогам предлагалось ответить на ряд утверждений, касающихся проблем овладения дошкольниками учебной деятельностью.

Выборку составили 15 воспитателей и 92 ребенка подготовительных к школе групп общеразвивающего (34 дошкольника) и компенсирующего (58 дошкольников) детских садов г. Сургута.

Обобщив накопленный воспитателями в ходе наблюдения за детьми факты, оценив уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности старших дошкольников, используя в качестве средства оценки специально разработанную анкету, нами было установлено следующее.

Полученные данные, свидетельствуют о том, что у больше чем у половины детей подготовительных к школе групп детского сада имеют низкий уровень готовности к овладению учебной деятельностью, причем у дошкольников из детских садов компенсирующего вида в два раза чаще отмечается низкий уровень готовности к овладению учебной деятельностью. Эти дети лишь частично и формально осознают предъявляемые требования учебных заданий и способны принимать учебные задачи, даваемые в форме прямого указания. Такие ученики нуждаются в постоянной помощи воспитателя. Эти ученики не могут самостоятельно решать учебную задачу, только копируют действия воспитателя или другого ребенка. Простые обобщенные способы действия выделяют с трудом. Задача понять материал у них заменяется на задачу буквального запоминания и воспроизведения. Допущенные при выполнении задания ошибки такими детьми часто не замечаются и не исправляются. Неоднократно могут повторять одни и те же ошибки после их исправления педагогом.

Менее трети дошкольников (31%) свойственен средний и всего 15% высокий уровень готовности к овладению учебной деятельностью. Причем если у дошкольников из детских садов компенсирующего вида средний уровень готовности к овладению учебной деятельностью встречается несколько чаще, чем у воспитанников общеразвивающих детских садов (18% против 13%), то проявления высокого уровня готовности к овладению учебной деятельностью чаще наблюдаются у детей, посещающих общеразвивающих детских дошкольные учреждения (9% против 6%). В целом необходимо отметить, что уровень готовности к овладению учебной деятельностью у выпускников детских садов компенсирующего вида существенно ниже, чем у дошкольников подготовительных к школе групп, посещающих общеразвивающие сады.

Опираясь на актуальность данной проблемы, остро встает задача разработки такой обучающей программы, которая бы удовлетворяла всем требованиям современной системы образования: не только готовила бы ребенка к школьному обучению, но и формировала бы творческую, познавательную активность и готовность к овладению учебной деятельностью, особенно у дошкольников – воспитанников детских садов компенсирующего вида.

Литература:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО “Образование”, 1996. - 160 с.

2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Белик Я.Н. Психологическая готовность к овладению учебной деятельностью воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 4