PDF-версия статьи |
В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отли¬чающихся вида деятельности [2]:
Кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес-процессов), где речь идет о решении крайне сложных проблем организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен комплекс мер, который по¬зволил бы ликвидировать «очаги заболевания»;
Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов), который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты.
Перед началом проведения реинжиниринга бизнес-процесса необходимо иметь представление о текущем состоянии организации. Получение «снимка» текущего состояния организации производится путем создания интегрированной функционально-информационно-стоимостной модели.
2. Основные принципы реинжиниринга.
Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «будущий образ фирмы» и «модель бизнеса» [3].
• Будущий образ фирмы – упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали.
• Модель бизнеса – это представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.
Модели составляются и просчитываются при помощи специальных компьютерных программ.
3. Реинжиниринг в России.
Реинжиниринг необходим российскому предпринимательству, так как ему необходимы существенные изменения. Причем для большинства компаний необходим кризисный реинжиниринг. В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса. В современной Рос¬сии законотворческая активность настолько велика, что за ме¬сяц принимается до 1000 документов, которые суммарно вно¬сят еще несколько тысяч изменений. Чтобы не оказаться в плену устаревшей информации, не совершить дорогостоящих ошибок, каждое предприятие обязано иметь надежный инст¬румент для решения правовых вопросов. Эти вопросы возни¬кают каждый раз, когда предстоит заключить очередной дого¬вор с партнером или разработать новый вид услуг. В больших организациях эти процессы обязательно контролируются спе-циальными подразделениями — юридическими службами. В ходе подготовки контрактов часто участвуют специалисты и других подразделений, которые также должны быть в курсе последних изменений законодательства. Рациональным реше¬нием этой задачи с точки зрения реорганизации данного бизнес-процесса представляется использование централизованной правовой информационной службы, к которой имеют доступ все заинтересованные структурные подразделения. Таким ин¬струментом для многих тысяч специалистов в России и за ру¬бежом стала справочная правовая система Консультант, кото¬рая активно используется в ряде российских банков.
Первая отечественная практика применения BPR показала, что реинжиниринг не только необходим, но и возможен, однако для его успешного проведения важно использование обоснованных методологий и современных инструментальных средств, адекватных решаемых задач.
Библиографический список
1. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Нейро-лингвистические основы реинжиниринга бизнес-процессов. Крючков В.Н. //Менеджмент в России и за рубежом. №2. 2002.
3. Теория организации: Учебное пособие. 2-е изд., доп. /ПетрГУ. Петрозаводск. 2001. – 316с.
ОПУБЛИКОВАНО
Труфанов С.В. Реинжиниринг бизнес-процессов. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 16