Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
О профилактике социальной запущенности детей и подростков

ГОУ ВПО "Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"


Известно, что, образовавшись, социальная запущенность в дальнейшем может сформировать девиантное поведение, но может и не сформировать его. Именно возможность предотвратить формирование девиантного поведения становится целью упреждающей профилактики и поддержки социального развития детей и подростков. Такая профилактика должна рассматриваться как отдельная новая задача, которая должна решаться совместно педагогами и социальными работниками.

Основные этапы стратегии профилактики социальной запущенности детей и подростков:

а) диагностика социальной запущенности;

б) выбор методов и средств поддержки социального развития детей и подростков;

в) поддержка социального развития детей и подростков;

г) мониторинг эффективности поддержки социального развития детей и подростков.

В рамках этой стратегии необходимо, чтобы диагностические процедуры обеспечили:

• системность рассмотрения социальной запущенности детей и подростков, представляющую это явление во всех основных сферах его проявления;

• многомерность совокупности используемых диагностических показателей, повышающую надежность результатов диагностики;

• использование непосредственных наблюдений как источника первичной диагностической информации;

• адекватный анализ и интерпретацию, обоснованно выявляющие начальные стадии социальной запущенности детей и подростков;

• ориентацию на применение в массовой практике.

Автором предложена и апробирована методика первичного этапа диагностики начальных стадий социальной запущенности детей и подростков. По специальной анкете оцениваются диагностические показатели, представляющие социальную запущенность в трех сферах ее проявления: в поведении (8 показателей), в отношениях (8 показателей) и в развитии (8 показателей). Таким образом, социальная запущенность представляется как система, проекции которой имеются в трех рассматриваемых сферах. Благодаря этому, становится возможным исследовать симптомокомплексы ранних стадий социальной запущенности, выявляя связанные совокупности признаков, значимо отклоняющиеся от нормы.

Реализуя эту методику, классный руководитель (школьный психолог) заполняет диагностическую анкету, оценивая ребенка или подростка по каждому признаку. Данная анкета становится важным компонентом фиксации состояния учащихся, обеспечивая их индивидуальные описания в разрезе 24 признаков, с разных сторон характеризующих поведение, отношения и развитие воспитанников.

В ходе анализа методов и средств поддержки социального развития детей и подростков показана необходимость системы специальной социальной работы. Такая система призвана создать условия для решения имеющихся проблем социализации с помощью педагогической поддержки социального развития детей и подростков, становления их социальной позиции.

Дети с трудностями и проблемами социализации уже в подготовительной группе детского сада: не могут переносить известные способы деятельности в новые условия; самостоятельно не решают возникающие конфликты; не умеют формулировать и отстаивать свою точку зрения; не могут самоопределиться в своих желаниях; не могут сделать самостоятельный выбор.

Став младшими школьниками, такие дети отстают в своем развитии от сверстников, у них формируются пассивность, инертность, безответственность, зависимость от внешнего контроля. Неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями (прежде всего, учебными) приводят к педагогической запущенности и к освоению негативных ролей вечных двоечников, изгоев учебной деятельности.

Изменить ситуацию, оставаясь в рамках учебно-воспитательного процесса, крайне сложно. Наиболее перспективным представляется создание разноплановых пространств, дополнительных к учебному и обеспечивающих детям и подросткам принципиально новый ролевой репертуар в их социальных взаимодействиях. Если критерии выбора этих новых ролей не будут зависеть от успехов в учебе, а успешность деятельности будет определяться самостоятельностью, инициативностью и личным творчеством детей и подростков, то они получит простор для личностного развития. Социализация, как процесс и как личностное свойство ребенка или подростка станет естественным результатом такой деятельности.

По нашему мнению, такие дополнительные пространства способна обеспечить лишь разнообразная внеучебная деятельность культурно-досугового характера.


ОПУБЛИКОВАНО

Рыбоконь Р.А. О профилактике социальной запущенности детей и подростков. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3