PDF-версия статьи |
Основным условием модернизации российского общества является развитие ее человеческого потенциала, суть которого в подготовке образованных, предприимчивых, социально активных людей, способных к саморазвитию, имеющих возможность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Этот адресный заказ образованию предполагает необходимость формировать и корректировать социальную активность педагогическими средствами.
Социальная активность, в свою очередь, тесно соприкасается с физической активностью. Их взаимосвязь осуществляется двояко: с одной стороны, физическая активность субъекта выступает фактором, способствующим большему проявлению социальной активности, служит ее физиологической основой. С другой стороны, социально активная личность, осознавая необходимость гармоничного развития, может развивать в себе физическую активность. Эта взаимосвязь служит доказательством возможности формирования социальной активности студентов колледжа средствами физической культуры.
Исходя из вышеуказанных положений, в период с 2005 по 2007 год в Колледже права, экономики и управления при Южном институте менеджмента был проведен эксперимент по внедрению балльно-рейтингового метода комплексной оценки результатов деятельности студентов технического отделения. В ходе реализации эксперимента основной задачей использования этого метода в курсе физического воспитания стало сравнение результатов применения традиционных педагогических методов преподавания физической культуры и методов, использующих балльно-рейтинговый накопительный метод оценки деятельности. Важнейшим из рассматриваемых аспектов был показатель социальной активности студентов контрольных групп с учетом временной шкалы.
Экспериментально проверена их эффективность и доказано, что каждый из методов, с точки зрения формирования социальной активности, имеет свои достоинства и недостатки. Первый - традиционный путь - имеет умеренную эффективность в долгосрочной временной перспективе; второй – более динамичен в достижении цели, но при этом разрушает микроклимат в студенческой группе и базовые ценности, как-то: коллективизм, взаимопомощь - ориентируя на индивидуально значимый результат. Разработана модель повышения социальной активности студентов колледжа средствами физической культуры.
В целом, чтобы актуализировать положительные стороны, достигаемые путем формирования социальной активности студентов средствами физической культуры и приуменьшить отрицательные последствия, следует применять их в комплексе. Необходима «гуманизация» балльно-рейтингового метода оценки результатов учебной деятельности студентов путем некоторого приуменьшения значимости рейтинговой шкалы, введения в нее таких параметров, которые бы охарактеризовали студентов по их личностным характеристикам в сторону усиления взаимопомощи, коллективизма, умения работать в команде.
В перспективе требуются длительные наблюдения за эффективностью балльно-рейтингового метода оценки результатов учебной деятельности студентов ввиду того, что впоследствии адаптация студентов может привести к его «отрицанию» и кривая эффективности может замедлить возрастание. Оно может замедлиться и по причине исчерпания личностных резервов студенческой группы.
ОПУБЛИКОВАНО
Половодов Ю.А. Педагогические методы формирования социальной активности студентов колледжа на занятиях по физической культуре. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 18