Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Современные тенденции эволюции образовательных технологий

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


Общие тенденции развития рынка образования можно описать несколькими активными процессами: глобализация, стандартизация и доступность образования. В связи с данной тенденцией главными задачами развития образовательной сферы РФ должны быть: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности образования, развитие системы непрерывного образования, а также повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Констатируя необходимость преобразований в системе российской высшей школы и понимание этого как в самом академическом сообществе, так и во властных структурах, следует отметить, что у России имеется достаточный интеллектуальный и ресурсный потенциал для осуществления эффективной модернизации высшего образования.

Достоинства интродукции в российскую образовательную культуру и важность осознания мировых тенденций образовательной индустрии в настоящий момент является необходимым и вместе с тем ответственным шагом. Российский образовательный контекст обладает всеми атрибутами, необходимыми для автономной организации, управления и контроля всеми процессами, характерными для построения образовательной парадигмы. Однако игнорировать характер и продукты развития мировой образовательной индустрии, как и изменения образовательной парадигмы в развитых странах в результате эволюции подходов к ее формированию следует признать недопустимым.

Вместе с тем, процесс адаптации теоретико-методологической основы мирового образования необходимо дополнять результатами исследования возможностей и целесообразности включения в российскую образовательную парадигму ценностей мировых образовательных институтов и достижений в области образования высшей школы.

Далеко не каждая новация в области образования способна стать тенденцией, которая бы определяла базовые критерии, своеобразные краеугольные камни, в процессе моделирования образовательной парадигмы. Эволюция образовательных технологий дает представление не только о возможностях совершенствования процесса управления знаниями, но и об ограничениях, свойственных определенному этапу развития этого процесса. Прямой аналогией этого положения может стать пример, в котором доказывается невозможность совершения определенных географических открытий человечеством до достижения необходимого технологического уровня.

С другой стороны, вполне обоснованным является тот факт, что процессы глобализации определили возможности не только последовательного развития технологий управления знаниями, но и синхронность в понимании формы и содержания таких технологий в условиях различных образовательных парадигм в странах мирового сообщества. Практика управления знаниями уже давно вышла за рамки аккумулирования результатов человеческого познания, также можно считать пройденным этапом построение моделей по применению имеющейся базы знаний для осуществления самых различных направлений деятельности человека. Объем накопленных знаний на настоящий момент так велик, что сами инструменты по управлению ими нуждаются в синхронизации.

В настоящее время актуальным является создание инструментов по прогнозированию и управлению активным взаимодействием созданных и создаваемых моделей, обеспечивающих каждый результат человеческой деятельности. Примеры взаимодействия моделей поведения и действия человека мы можем видеть каждый день и час. Это, в частности, модели, действие которых справедливо по отношению к отдельно взятому человеку и его контактам с внешним миром на разных уровнях общности. Существуют также модели, в соответствии с которыми накопленные знания распределяются между потребителями в соответствии с алгоритмом обмена знаниями и комплексными характеристиками, характеризующими способность определенного потребителя воспринимать и аккумулировать знания.

В вопросе накопления знаний отдельным потребителем соразмерно его способностям и соответствия методической базы, используемой общественными институтами как проводниками знаний – вузами, констатируется одна весьма неоднозначная проблема. Вызывают опасения низкие показатели интеллектуального развития российских студентов. Они свидетельствуют не об отсутствии у них необходимого объема знания, а о недостаточной тренированности навыков самостоятельной обработки получаемых знаний и умений к построению моделей комбинирования знаний, в том числе, для того, чтобы справляться с неординарными задачами. Что может противопоставить этой проблеме современный вуз? Ответ должен исходить из результатов анализа эффективности образовательных технологий и


ОПУБЛИКОВАНО

Мамедова Н.А. Современные тенденции эволюции образовательных технологий. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 19