PDF-версия статьи |
Деятельность любого ВУЗа связана с потоками образовательной информации – от профессора к студенту, от учебного отдела к кафедре и т.д. Информация требует структуризации, при этом существует несколько путей структуризации:
- создание собственной, уникальной структуры данных,
- создание структуры, жестко привязанной к существующей нормативной базе;
- создание универсальной структуры, обладающей высокой степенью открытости.
Первый путь приемлем при построении систем уровня ВУЗа в предположении, что никакого обмена данными с другими системами не будет. Очевидно, что этот путь позволит быстро решить локальные задачи, однако более или менее значимой перспективы не имеет.
Второй подход обеспечивает достаточно высокий универсализм, но изменение нормативной базы может привести к необходимости значительной корректировки. Нагляден пример с нормативной базой дистанционного обучения, когда в течение всего лишь двух лет были разработаны и приняты несколько нормативных документов, а потом они были последовательно отменены и заменены новыми.
Третий путь, очевидно, является оптимальным, однако его реализация требует анализа и учета множества факторов, выработки инвариантных решений, обеспечения расширяемости, гибкости, интероперабельности и т.д. Реализация такого подхода возможна при использовании стандартных форматов представления информации, учитывающих особенности сферы образования. Такие стандарты могут быть как зафиксированными де-юре, например, SCORM, LOM, IMS, так и де-факто – WebCT, HotPotatoes, Moodle, причем многие системы допускают импорт-экспорт данных разных стандартов и даже прямое использование данных в «чужом» представлении.
Одной из таких систем и является LMS Moodle, представляющая собой весьма полный набор инструментов и функций для организации учебного процесса через Интернет.
С августа 2006 г в ЮРГУЭС был проведен эксперимент по применению LMS Moodle в учебном процессе по специальностям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». Выбор указанных специальностей определен тем, что они являются наиболее подготовленными к обучению с использованием современных информационных технологий, так как компьютер является, одновременно и объектом изучения и инструментом обучения.
Обучение велось по ряду дисциплинам циклов ОПД, СД и ДС.
Для студентов дневной формы использование Интернет-технологий было добровольным, однако практически все студенты (около 50 чел.) выбрали именно эту технологию.
Для студентов заочной формы обучения использование данной технологии было рекомендовано при изучении ряда дисциплин по кафедре "Информационные системы и радиотехника". В эксперименте приняли участие более 200 студентов, потенциальная емкость системы (на ныне действующем сервере) – до 2000 студентов.
Основу методического обеспечения системы составляют курсы Moodle, представляющие собой контейнеры, содержащие полный набор необходимого обеспечения для изучения дисциплины.
В настоящее время, сервер Moodle используется в качестве основной системы поддержки дополнительно образования через Интернет, активно формируются наборы программ ДПО от краткосрочных, до программ профессиональной переподготовки.
Количество ВУЗов, использующих Moodle, последнее время, очень быстро растет и назрела необходимость координации усилий для повышения эффективности. В марте 2007 г. на базе санатория «Дубрава» (г. Железноводск) Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса был проведен первый всероссийский семинар по использованию системы Moodle в работе которого приняли участие представители десятков ВУЗов РФ. В результате обсуждений участники семинара решили создать Российскую ассоциацию пользователей Moodle, уже создан ее сайт - www.infoco.ru. Целью ассоциации будет аккумулирование достижений и разработок в среде Moodle, организация информационного обмена, единого каталога, проведение семинаров, конференций и выставок.
Интерес к первому семинару оказался столь высок, что принято решение сделать его ежегодным. В этом году семинар состоится 26-28 марта в г. Железноводск. Сайт семинара: www.agora.guru.ru/itno_moodle_08 , официальная регистрация участников продлена до 18 февраля 2008г., однако все желающие могут принять участие в работе без доклада просто приехав в Железноводск в указанные сроки.
ОПУБЛИКОВАНО
Попов А.Э. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ IT-СФЕРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 5