PDF-версия статьи |
Спиноза характеризовал интуицию как интеллектуальную, рассудочную деятельность, дающую уму возможность схватывать содержание общих понятий, выражающих подлинные свойства вещей, их сущность. Связь интуиции с причинно-следственными отношениями рассматривал Юм; Локк дал трактовку интуиции как формы непосредственного познания внутреннего субъективного мира человека; И. Кант отнес созерцательную интуицию к начальному звену процесса познания, которое движется затем к понятиям и завершается идеями. А.Шопенгауэр обосновал понимание интуиции как непосредственного, наглядного, очевидного, не доказываемого постижения человеческих представлений. У Бергсона интуиция – это «интеллектуальная симпатия», посредством которой познающий субъект помещает себя в «подвижную реальность» и овладевает ею.
К трактовке интуиции как рода непосредственного созерцания примыкает интуиционизм (Л. Брауэр, Г. Вейль, А. Гейтинг). Интуиция – это понятие как род внутреннего непосредственного интроспективного познания умственно строящихся математических объектов, их отчетливое различение и отождествление. На примере интуиционизма К.Н. Суханов вскрыл основные несоответствия субъективистской трактовки созерцательной интуиции требованиям научного метода [1].
Особое направление составляют исследования эвристической интуиции как формы неосознаваемого решения познавательных проблем и задач. Одним из первых исследователей, утверждавшим существенную роль эвристической интуиции в процессе творческой деятельности, был А. Пуанкаре. Его идеи были развиты Ж. Адамаром, который собрал многочисленные свидетельства о проявлении эвристической интуиции в творческой работе различных ученых.
М. Бунге считает интуицию понятием собирательным, обозначающим те механизмы мышления, о работе которых мы не отдаем себе отчета при решении научной проблемы. В.Ф. Асмус рассматривает интуицию как непосредственное знание, живое созерцание в его диалектической связи со знанием опосредствованным. А.А. Налчаджян полагает, что интуицию можно с полным правом назвать интеллектуальной эмоциональностью или эмоциональной интеллектуальностью, проявление активности подсознательной сферы психики, появление в фокусе сознания ранее находившихся вне его элементов субъективной реальности.
Осуществленные исследования интуиции в целом носят традиционный характер. В этих исследованиях феномен интуиции рассматривается в контексте процесса познания, эволюции познания, в которой выделяются различные этапы. Однако не предпринимались попытки эволюционной трактовки самой интуиции как момента процесса познания. Между тем, развитие научного познания на современном этапе открывает перспективы рассмотрения интуиции в эволюционном аспекте. Мы имеем в виду развитие синергетических представлений об эволюции сложных нелинейных систем (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.).
Использование синергетического метода мышления позволяет рассмотреть эвристическую интуицию как форму самоорганизации эволюционирующей системы знаний. По нашему мнению, обобщение синергетических представлений об эволюции сложных систем делают возможным применение синергетического метода мышления и в гуманитарной области, и, в частности, в исследованиях эволюции процесса познания [2]. Нам представляется, что синергетические онтологические представления эволюции сложных систем позволяют выделить в феномене эвристической интуиции существенно новые моменты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Суханов, К.Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма / К.Н. Суханов. – Челябинск, 1973. – 226 с.
2. Шумаков, В.А. Понятие эвристической интуиции в контексте идей и принципов синергетической парадигмы / В.А. Шумаков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия. Философия. Культурология. Социология. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. – № 1. – С. 120-128
ОПУБЛИКОВАНО
Шумаков В.А. ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ И СТРАТЕГИИ ИХ РАЗВИТИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 5