PDF-версия статьи |
Взаимодействующие элементы можно сгруппировать в когнитивные и эмоционально-чувственные структуры. К когнитивным отнесены представления, понятия и образы. Представления выступают как чувственная форма, посредством которой мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного в фокус осознаваемого и становится частью содержания сознания.
Образ выступает как мысленная репрезентация когнитивной информации об отсутствующих в данный момент объектах и событиях. Это первый элемент, к которому обращается сознание в поиске решения задачи. Предваряя вербализацию предвидения, то есть гипотезы, включается в структуру бессознательных элементов интуитивного акта познания; обладает активностью и предрасположенностью к изменению. На уровень сознания образ выводится воображением.
Наиболее сложным компонентом когнитивной структуры является понятие, посредством которого исследователь выделяет существенные характеристики исследуемого объекта и улавливает их логическую взаимосвязь. Сформированные понятия становятся первичным средством хранения знаний, к которым исследователь обращается в процессе решения научной проблемы.
Динамичность взаимосвязи понятий и представлений в области бессознательного обеспечивается «втягиванием» новых абстрактных и наглядных когнитивных структур, синтез которых можно назвать синкретичной образно-понятийной когнитивной структурой. «Втягивание» в указанную структуру новых понятий и образов объясняет, почему синтез элементов старого знания может привести к принципиально новым понятиям и представлениям. Такой «сплав», или, как его называют некоторые исследователи, стихийно-спонтанный структурогенез, коренным образом изменяет старое знание и ведет к новому знанию, которое нельзя получить путем дискурсивно-логического преобразования.
Само движение интуитивного познавательного процесса не может быть определенным уже потому, что изначально область поиска не является строго определенной. Новое знание может быть получено только в результате взаимного перехода с бессознательного уровня на уровень сознания. Такое движение обеспечивается элементами эвристической интуиции.
Отталкиваясь от ряда психологических исследований, мы выделяем такой компонент эвристической интуиции, как информационный пробел. Он не несет в себе никакой содержательной информации и выполняет функциональную нагрузку своеобразного «знака», «сигнала», доводящего до сознания исследователя исчерпанности знаний и способов решения задачи. Информационный пробел в интуитивном познании заполняется информацией, и механизмом заполнения является догадка, подсказка, воображение.
Системное представление эвристической интуиции возникает тогда, когда определен и системообразующий фактор, каковым является научная проблема. Она возникает на уровне сознания тогда, когда исследователь испытывает познавательную неопределенность, связанную с существованием множества возможных решений проблемы, а также с ограниченностью ресурсов решения проблемы. Ученый прилагает творческие волевые усилия на преодоление неопределенности. Хотя проблема возникает на уровне сознательной деятельности, она продолжает стимулировать поисковую деятельность ученого и на бессознательном уровне, включающую чередование циклов сознательного и бессознательного поиска с равновесием и устойчивостью на уровне работы сознания и хаотичностью, непредсказуемостью, неравновесностью на уровне бессознательного. Диалектически развертывающийся процесс перехода от сознательного к бессознательному, от равновесности к неустойчивости и обратно, включает в себя зигзаги, скачки мысли, столкновение противоположных идей, выдвижение разных гипотез [1]. Научное исследование оказывается динамическим процессом возникновения, развертывания и снятия противоречий.
Литература:
1. Шумаков, В.А. Актуальные вопросы синергетической интерпретации эвристической интуиции / В.А. Шумаков // Современные гуманитарные исследования. – М.: Издательство «Компания Спутник +», 2006. – № 6. – С.67-70.
ОПУБЛИКОВАНО
Шумаков В.А. К вопросу о структурогенезе эвристической интуиции. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 6