Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проблемы регионального управления

Московский государственный открытый университет


Проурзин Л.Ю., проф. РАЕ, проф. МГОУ, к.э.н. Проблемы регионального управления

Аннотация

Региональное управление как наука формировалось на протяжении столетий и новые важные направления, включенные в ее методики: информационные технологии, районирование, регионалистика, поведенческое прогнозирование, механизмы геополитики, демография и статистические исследования. Важное понимание в управление закладывается такими понятиями как потенциал, ресурсы и стратегия. Основные ресурсы регионального управления – это люди. Люди, которые не только управляют, но и которые работают и проживают на территории регионов. Важная категория этого процесса - возможность людей иметь средства и инструменты для экономического развития региона и контролировать это развитие.

Современное состояние регионального управления и проблемы управления

Современный потенциал регионов – природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство. Формируя кадровый потенциал и направляя его на решение стратегических задач региона при помощи проектов, программ и прогнозов, исполнительная и законодательная власти регионов контролируют экономическое и социальное развитие подчиненной территории.

В условиях вертикального управления, централизованного командования и патриархальности культуры, регионы остаются под жестким направленным воздействием, как управленческих решений, так и возможностей экономического развития отраслей народного хозяйства и общей экономической и социальной политики государства.

В этих условиях основными проблемами регионального управления остаются: разделение регионов на экономические районы, федеральные округа и отрасли народного хозяйства. Особое значение в управлении, имеет структура субъектов РФ, их подчиненность, отраслевая и финансовая зависимость. Поэтому регионы, наиболее удаленные от центра, остаются менее зависимыми в экономическом плане, если стратегические интересы внешней политики государства их не затрагивают. Северные регионы и наиболее богатые природными ресурсами регионы, наиболее зависимы, и всю свою внутреннюю стратегию развития экономики и социальной сферы направляют в зависимости от имеющихся товаров и потоков сырья, материалов и оборудования.

Зачастую люди или трудовые ресурсы для собственного региона не имеют значение, так как всегда считается возможным привлечь трудовой потенциал из других регионов. Поэтому в регионах с добывающими отраслями и тяжелым машиностроением преобладают специалисты из центральных округов РФ, где сосредоточены все механизмы власти и ресурсы РФ. Региональным властям только и остается выискивать «крохи с общего стола» для развития собственного хозяйства и социального обеспечения.

Проблемы управления регионами так и останутся нерешенными, если не изменится районирование РФ: 11 экономических регионов и 7 федеральных округов.

Общая для всех исполнительная центральная стратегия на основе федеральных целевых программ, затрагивающих только отдельные «особые экономические зоны», где подчиненность местным региональным органам и стратегиям развития региона занижена, не всегда хороша для развития регионов, особенно в условиях нехватки инвестиций.

Используемая литература:

1. Материалы сети Интернет (сайты региональных исполнительных органов и промышленных центров).

2. Л.Ю. Проурзин. Социальная экономика и будущее: от кризиса гуманитариев до управления мировым прогрессом. (Серия: Российское образование). Монография. – М.:ОАО «Институт микроэкономики», 2007.- 332 с., 21,2 печ.л.

3. Л.Ю. Проурзин. Принципы поведенческой экономики и прогнозирования. – М.:Изд. «Век книги», 2003 -154 с. ISBN 5-94436-016-X. – Усл. Печ.л.9.


ОПУБЛИКОВАНО

Проурзин Л.Ю. Проблемы регионального управления. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 4