PDF-версия статьи |
Социальные проблемы возникают тогда, когда состояние доходов населения ниже необходимого им минимального потребления для поддержания нормальных условий жизни. Есть и другие причины нестабильного состояния общества в зависимости от демографической, политической, географической и других ситуаций. В их числе: порог превышения необходимого потребления, изменение культурных ценностей и общественного сознания. Эти проблемы порождают внутренние и внешние конфликты, экономические проблемы, политические кризисы. Их усиливают процессы деформации жизненного пространства научно-техническим прогрессом, урбанизации, трансформации и деградации человека и природы. Решать такие проблемы возможно на уровне государственного и муниципального управления.
Решение социальных проблем заключается в принятии дополнительных программ социальной помощи, направленных на повышение дееспособности и активности человека и общества, повышение социального статуса человека, укрепление внутрисемейных отношений. В этих условиях возрастает роль регулирования социальных программ на уровне структур государственного и муниципального управления (ГМУ), исключающих падение уровня производства, усиливающих защиту национальных интересов путем стимулирования предприятий, которые успешно работают, поставляя на рынок конкурентоспособные товары и услуги. В их числе: контроль эффективности тарифной политики как критерия социально-экономической справедливости и эффективности соответствующих интересов общества, усиление деятельности государственных органов управления совокупностью естественных монополий, инфраструктурами финансово-банковского блока, обеспечивающих объемы социальной и пенсионной помощи и др.
Основные задачи ГМУ сводятся к снятию кризисных явлений сегодняшнего дня, сохранению интересов различных социальных и общественных политических групп, возникшие в связи с культурно-этническими разногласиями, контролю за (торговым) капиталом и социально ориентированной рыночной экономикой, соблюдением законов.
При регулировании социальной экономики (баланс себестоимости той продукции, которая не имеет широкой номенклатуры и качества (электроэнергия, газ, тарифы), но является важнейшим компонентом экономики) следует учитывать не только «эффективность», но и «справедливость» по отношению, например, к тем, кто строил гидроэлектростанции, линии электропередач, бурил скважины и т.д.
Анализ статистики социальной сферы [2] подтверждает сокращение уровня продолжительности жизни, снижение количества трудоспособного населения, увеличение количества людей пожилого и пенсионного возраста. Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы. Тенденции увеличения части пожилых людей сохраняются и становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.
Увеличившийся миграционный прирост наполовину компенсировал потери населения РФ (с 1 млн. чел. в год до 450 тыс. чел.), но привел к новым социальным диспропорциям. На их фоне возникают проблемы неприязни и неприятия новой экономики. К сожалению, мер по снижению смертности населения практически не принимается (средняя продолжительность жизни населения на 25-40 лет ниже, чем в США и др. странах). Например, в сфере стимулирования рождаемости принимаются отдельные законы, особенно важные, но они рассматриваются изолированно от общей политики повышения качества жизни населения.
Можно сделать вывод, что вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны. Мероприятия по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста должны включать привлечение временного персонала, экономию бюджетных средств, реструктуризацию органов социальной опеки, повышение производительности труда социальных работников. Социальные проблемы возможно решить эффективным и активным привлечением и распределением средств, предприятий и рабочей силы для выполнения общих экономических задач на уровне ГМУ, отдельных регионов и округов.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Официальный сайт Росстата (Госкомстата) России: http://www.gks.ru/
ОПУБЛИКОВАНО
Проурзин Л.Ю. Дополнительные программы социальной помощи. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Социологические науки"). - C. 3