PDF-версия статьи |
Понимание культуры как видоспецифичной для человека характеристики глубоко укоренено в западноевропейской философской традиции благодаря христианизации европейской культуры и признанию наличия у человека качеств, до этого приписываемых Богу, – человек, начиная с эпохи Возрождения, все более осознанно выступает как творец пространства и времени культуры.
Однако сейчас имеются не только религиозные, но и научные основания утверждать, что человек обладает возникшими в ходе эволюции предпосылками для творческой деятельности и что творчество изначально способствовало выживанию человечества как вида.
Дело в том, что биологический механизм наследования опыта (инстинкт) и появившийся достаточно рано в эволюции инструмент решения не предусмотренных биологически унаследованным опытом задач (интеллект) исчерпали свой потенциал развития вместе с формированием человека. Согласно К. Лоренцу, А.П. Назаретяну, достаточно мощный человеческий инструментальный интеллект обернулся смертельной опасностью для вида, породив первый эндо-экзогенный кризис человечества (кризис, в котором система сталкивается с неблагоприятными изменениями среды, порожденными ее собственной активностью), который был разрешен в процессе культурного творчества. Все последующие эндо-экзогенные кризисы человечества, разрешались аналогично – сменой мыслительной стратегии, наработкой новой технологической базы, реорганизацией способа производства и т.п., - т.е. культуротворчеством и все большим отдалением от природы.
Безусловно, наличие речевой способности обусловило возможность отдаления от природы и создания (конструирования) альтернативной реальности, в силу того, что именно язык позволяет мыслить актуально не существующее. Собственно конструирование альтернативной реальности и является антиэнтропийным механизмом, используемым человечеством; механизмом, позволяющим перераспределять энергию в свою пользу. Творчество требует наличия определенных биохимических условий (Ярославцева А.В.), и сам факт их реализации у человека говорит о том, что возможность культурного творчества «предусмотрена» биологически.
При этом способность к культуротворчеству не является врожденной (биологически наследуемой), - есть основания утверждать, что мера способности к созданию культурных ценностей определяется не наличием когнитивной системы определенного типа, речевой способности или соблюдением определенных биохимических условий, но мерой усвоения духовного или культуры, - уже имеющихся культурных содержаний и методологии их генерации.
В результате получается ситуация «круга»: в процессе культурного творчества создаются ценности, на основании которых потом становится возможным созидание культуры. Способность к творчеству, или принадлежность к сфере свободы (И. Кант) специфицирует человека и полностью определяет его особый онтологический статус.
«Особость» онтологического статуса человека в том, что фактически человек не закреплен ни в какой онтологии. Таким образом, «человечность», - укорененность в мире культуры, - предполагает принципиальную возможность организации целостного мира на иных началах, чем в природе, способности различным образом структурно организовывать уровни собственного бытия путем выстраивания различных ценностных иерархий.
ОПУБЛИКОВАНО
Ярославцева А.В. СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4