PDF-версия статьи |
Оргформы в ОДПО - это тьюториалы, выездная и дневная школы, самостоятельная работа с учебно-методическими комплексами, самостоятельная работа над проектом, и другие. Использование такого состава оргформ обеспечивает высокую практичность обучения. Вместе с тем, менеджеры ожидают еще большей включенности обучения в практическую деятельность и соответствия его результатов актуальным запросам к профессиональной компетентности. В условиях быстрых перемен применяемых оргформ становится не достаточно для создания и поддержания профессиональной составляющей образовательного пространства на необходимом уровне.
Предлагается подход к развитию оргформ на основе одного из основных принципов ОДПО – принципа «трех сред» (интеграции учебной, социальной, профессиональной сред в единое образовательное пространство). Этот принцип можно расширить в части, связанной с усилением роли профессиональной среды. Предполагается, что посредством оргформ образовательное пространство должно быть организовано особым образом: наряду с наполнением учебной среды элементами социально-профессиональной деятельности (например, в виде рассмотрения на занятиях учебных кейсов, обсуждения профессионального опыта обучающихся и прочего), необходимо внесение учебной и социальной составляющих в профессиональную среду.
Как это можно сделать? Идея состоит в том, что в состав оргформ, традиционно используемых в ОДПО, включается новая оргформа в виде учебного занятия, проводимого в профессиональной среде. Учебное занятие должно проводиться на предприятии одного из обучающихся менеджеров и выстраиваться в виде инструментального анализа деятельности предприятия. Организуется самостоятельная работа исследовательских подгрупп слушателей бизнес-курса. При этом в процессах анализа должен участвовать персонал предприятия, а само занятие нацеливаться на развитие деятельности компании. При такой организации учебного занятия, обучающиеся менеджеры могут применить освоенный инструментарий курса на реальной деятельности компании, будучи вовлеченными в процессы позитивных перемен в ней и получая опыт решения профессиональных задач в реальной ситуации и в широком актуальном коммуникативном контексте. Эта идея нашла воплощение в создании новой оргформы под условным названием «живое дело».
Сама идея внесения учебной и социальной сред в профессиональную не является принципиально новой – существуют различные стажировки и прочее. Однако, «живое дело» отличается от близких аналогов тем, что создает ориентацию на решение практических задач бизнеса, в ходе которой развиваются необходимые характеристики компетентности, а не наоборот. Кроме того, «живое дело» отличается высокой степенью мотивации его участников, поскольку при этом происходит интенсивное включение обучающихся в жизнедеятельность «чужой» компании. На практике это сопровождается значительной вовлеченностью персонала предприятия в учебное занятие, где возникают реальные деловые и социальные коммуникации.
ОПУБЛИКОВАНО
Протасова И.А. Подход к развитию форм организации обучения в процессе профессиональной переподготовки менеджеров . // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4