Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ

Марийский государственный технический университет


Для приобретения определенного практического опыта по организации олимпиад на основе применения сети Интернет Марийский государственный технический университет совместно с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования реализовал пилотный проект по дисциплине «Сопротивление материалов». С целью отработки всей технологической цепи к проекту, кроме МарГТУ, было привлечено небольшое число вузов из других регионов: Вятский государственный университет, Волжская государственная академия водного транспорта, Ивановская государственная текстильная академия, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет. Подчеркнем, со стороны представителей других вузов было высказано сожаление, что их не привлекли к данной форме сотрудничества. Были сделаны ограничения и по числу участников от каждого вуза. Всего в олимпиаде участвовало 77 студентов. В традиционной олимпиаде вузов Волго-Вятского региона обычно принимает участие 10-12 вузов и в каждую команду входит только по два студента.

При формировании заданий было выделено двенадцать дидактических единиц, которые соответствовали классу задач, традиционно предлагаемых на олимпиадах. На каждую тему предложены две задачи. Задача, в зависимости от степени сложности, оце-нивалась определенным числом баллов. Каждый участник в сумме мог набрать до ста баллов. Использовались тесты закрытого типа. Задания в тесте для каждого участника были расположены в случайном порядке. Расположение правильных и неправильных ответов также варьировалось. На каждое задание были предложены три варианта ответа. Время, которое было отведено на решение задач, - три астрономических часа. По анало-гии с традиционной олимпиадой студентам разрешалось пользоваться любой учебной, справочной литературой, конспектами лекций, практик. Предварительно проведен инст-руктаж о поведении в аудитории и порядке проведения олимпиады. Каждый участник получил свой пароль, после ввода которого он получал задание автоматически. За дис-циплиной в аудитории наблюдал сотрудник, который не имел отношения к преподава-нию данного курса. Дежурный преподаватель, который должен был ответить на вопросы студентов по условию задач, рисункам, находился в соседней аудитории. За время проведения олимпиады со стороны студентов не поступило ни одного вопроса.

Технология проведения конкурса практически полностью совпадала с технологи-ей ФЭПО [3,4]. Поэтому были задействованы стандартные программы, которые ранее разработаны сотрудниками агентства.

Отметим положительную реакцию молодежи на такую форму работы. С их сторо-ны высказаны пожелания о целесообразности использования при составлении заданий мультимедийных технологий. Правда, была сделана сразу оговорка, что это довольно дорого, учитывая, что олимпиадные задачи одноразовые. Мнение преподавателей неод-нозначное. С одной стороны, высказана целесообразность проведения Интернет-олимпиады, в первую очередь, из-за возможности участия в ней большего числа участ-ников. С другой, подчеркнуто, что потерялось непосредственное общение между студен-тами и преподавателями разных вузов, азарт, «дух» олимпиады. Практически все отме-тили, что нельзя определить при использовании тестов закрытого типа, насколько оригинально было дано решение задач, какова вероятность случайного отгадывания ответа.

Проведение Интернет-олимпиады по сопротивлению материалов показало, что вопросы организационно-методического обеспечения требуют еще подробного анализа и обобщения с целью внесения соответствующих коррективов и в разработку заданий для тестов, и непосредственно в саму процедуру проведения. Отработка новой формы контроля результатов учебной деятельности, выходящей за рамки образовательных стандартов, будет способствовать эволюционному внедрению информационных техно-логий в образовательное пространство. Проведение Интернет-олимпиад послужит признанию авторитета вуза по практическому внедрению и использованию информационных технологий, покажет профессионализм сотрудников в данной области.

Процесс интеграции путем взаимодействия учебных заведений при выполнении общего проекта послужит созданию полноценной инфокоммуникационной образова-тельной сети, расширит также возможности информационного обмена на международ-ном уровне. В конечном результате учебное заведение из обособленной замкнутой сис-темы с отработанными внутренними взаимосвязями будет трансформироваться в дос-тупную открытую систему, готовую к быстрому контакту со всеми заинтересованными в таком взаимодействии системами.


ОПУБЛИКОВАНО

Шебашев В.Е., Кудрявцев С.Г., Наводнов В.Г. ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 6