PDF-версия статьи |
Решетникова Е.В.
Иркутский государственный университет
Решетникова Е.В., к.ф.н.
Интегративность как фактор гуманизации социальной среды
Важнейшим условием укоренения помогающих гуманистических отношений в ткани социальной жизни является формирование благоприятной среды, то есть совокупности объективных и субъективных факторов, которые способны стимулировать самопорождение и саморазвитие гуманистического мировоззрения.
Эффективной формой утверждения гуманизма является акцент на личностном самоопределении. Современное либеральное сознание видит в отстаивании индивидуальных прав и личной свободы один из краеугольных камней современной цивилизации.
Цивилизация действительно многим обязана либерализму, но наступил и предел ее креативного потенциала. Крайняя индивидуализация бытия людей способна противопоставить права отдельного человека и сообщества, а беспредельная толерантность размывает порою основы допустимых моральных и правовых норм регулирования поведения людей.
Новое мировоззрение, по нашему мнению, формируется на началах гуманистически понимаемой коллективности и солидарности. Более того, кооперативность людей, развитие их способности к совместным действиям оказывается крайне необходимой именно в современный период глобализации.
Социализация гуманизма в общественной жизни связано с ее формализацией, то есть наличием неких форм, в которые облекаются принципы помощи людям и взращивание самого себя. Россия переживает важный период перехода от опекающего гуманизма государства к формированию смешанной системы государственно-общественных образований.
Гражданское общество в России как естественная среда формирования гуманистического мировоззрения скорее потенциально, чем реально. Социализации гуманистического мировоззрения могло бы способствовать более отчетливое понимание властями необходимости поддержки передовых форм социальной практики, формирование в лице институтов гражданского общества влиятельных и конструктивных оппонентов.
ОПУБЛИКОВАНО
Решетникова Е. В. Интегративность как фактор гуманизации социальной среды. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3