PDF-версия статьи |
Философское и социальное обоснование принципа опоры на гносеологию при конструировании педагогического процесса заключается в возможности становления человека субъектом познания лишь в процессе социальной деятельности по преобразованию мира.
Согласно диалектико-материалистической парадигме гносеологического анализа в процессе конструирования педагогического процесса,учитель – субъект, обладающий сознанием и волей, зависящий от конкретно-исторических и социально-культурных условий, познает сущность педагогического процесса – объекта,не зависящего от воли и сознания субъекта. Проект педагогического процесса – продукт синтеза чувственного и рационального познания. Его организация на практике преобразует замысел в реальность, позволяющую проверить истинность мысли в действии. Конструируя педагогический процесс, учитель проходит известный путь «от живого созерцания к абстрактному мышлению,от него к практике» В.И.Ленин).
Гносеологические исследования в модель познания включают интуицию, часто присутствующую в деятельности учителя. Ее основой являются знания и опыт,лежащие в подсознании,«всплывающие в нужное время»,позволяющие вырабатывать верные решения. В процессе познания педагогической реальности интуиция осуществляет диалектическую связь между чувственно-эмпирическим и рациональным этапами.
Процесс познания связан с другой внерациональной формой – пониманием, категорией герменевтики – искусством постижения смысла текстов, диалогических отношений. Истолкование социальной ситуации развития общества, миссии образования, своего предназначения, внутреннего мира субъектов,сущности исследуемых объектов образует «герменевтическое пространство» педагога,которому и для которого он открыт.
Связующим звеном между сложившимся общественным ми¬ровоззрением в области образования и деятельностью педагога,выступают педагогические ценности – совокупность идей, норм, правил,традиций, рег¬ламентирующих деятельность общества в сфере образования (В.А. Сластенин).«Аксиологическое богатство» учителя способствует выработке и приращению новых ценностей,знаний.
Личностное знание учителя становится общественно-историческим процессом,если он целенаправленно строит деятельность на исследовательской основе, а получаемые обобщенные,систематизированные,апробированные знания при посредстве категориального состава науки в той или иной форме становятся достоянием педагогического сообщества.
Педагогическое обоснование заключается в том,что: генезис педагогического знания заключен в рамки историко-педагогического процесса:от обыденного педагогического знания, толковавшего бытовые педагогические явления, через учения,объясняющие явления целенаправленного педагогического процесса,до теорий, раскрывающих целостность педагогического процесса, основанных на знаниях конструктивно-технологического характера; историческое развитие системы образования, педагогической науки осуществлялось от природной педагогики,когда каждый член общности участвовал в передаче педагогически целесообразных знаний, через выделение педагогики в сферу профессиональной деятельности,передачу научно педагогических знаний в учебных учреждениях,до возникновения условий создания новых знаний, удовлетворяющих потребности науки и общества, каждым учителем; педагогической деятельности априори присущ познавательный характер,каждый ее этап от постановки цели до получения результата обладает возможностями продуцирования новых знаний.
Педагогическая интерпретация принципа состоит в трактовке педагогического процесса как проблемы педагогического познания, исследования;определении способности учителя создавать новые знания; характеристике его позиции в обществе,перспектив развития;социальной детерминации педагогической науки в обществе не только через формально-социальную организацию познания, но и через максимальное использование личностных ресурсов учителей, через создание условий научного общения, синтезирующего «энергетику» познания,обеспечивающего развитие. Особенностями конструирования педагогического процесса при этом являются взаимосвязи,между:знаниями, производимыми учителем и сложившимся общественным мировоззрением в области образования, выраженные системой ценностей; уровнями познания, выраженные формами постижения истины – интуицией и пониманием, опосредованными логическим мышлением и практикой, способствующими оптимизации процесса познания приобщению к смыслу педагогической деятельности.
ОПУБЛИКОВАНО
Набиева Е.В. Принцип опоры на гносеологию при конструировании педагогического процесса. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7