PDF-версия статьи |
Процесс обучения такой нейронной сети состоит в подстройке весовых коэффициентов w_*_i, где i=0,n , последовательно уменьшающей выходные ошибки. Для этого необходимо использовать обучение с учителем, т.е. для успешного обучения должен существовать набор входных образов Х_k_* = (х_k_1, х_k_2,…,х_k_n), где k=1,p , для которых заранее известно к какому из классов принадлежит образ. Персептрон будем считать обученным, если для каждого вектора Х на выходе получается соответствующее значение y равное 0 или 1..
В алгоритме обучения можно выделить пять последовательных шагов:
1) Проинициализировать весовые коэффициенты w_*_i i=0,n небольшими случайными значениями из диапазона [-0.3;0.3];
2) Подать на вход один из обучающих векторов и вычислить для него выход сети
3) Если полученный выход верный - перейти к пункту 5, в противном случае необходимо вычислить ошибку, допущенную сетью по формуле:
b=у_k_* – у
4) Изменить весовые коэффициенты по следующему правилу:
w_t+1_i=w_t_i+v*b*x_k_i
Здесь t и t+1- номера соответственно текущей и следующей итераций; - коэффициент скорости обучения сети.
5) Шаги 2-4 повторяются для всех обучающих векторов до тех пор, пока сеть не перестает ошибаться.
Стоит отметить, что коэффициент скорости обучения, как правило, выбирают из диапазона [0,5;0,7],однако, в некоторых случаях, например, при достаточно большой обучающей выборке возможно постепенное уменьшение данного коэффициента, начиная с единицы.
Таким образом, если объединить несколько персептронов в однослойную нейронную сеть, то полученная сеть сможет вести разделение входных образов на произвольное число групп.
Алгоритм обучения такой сети, аналогичен описанному выше алгоритму: необходимо произвести итерационную подстройку матрицы весов W, постепенно уменьшая ошибку в векторах на выходе.
Примечание. Запись вида z_a_b понимать как: z – наименование переменной или вектора, a – надстрочный знак, b – подстрочный знак. Символ * - понимать как отсутствие одного из знаков.
ОПУБЛИКОВАНО
Мищенко В.А. Обучение искусственных нейронных сетей.. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 9