Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Требования к системе эффективного управления производством образовательных услуг в общеобразовательном учреждении

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет


Необходимость выработки требований к системе эффективного управления производством образовательных услуг в общеобразовательном учреждении определяется рядом объективных предпосылок:

 «перепроизводство» - насыщение рынка предложениями образовательных услуг;

 «требовательность» - повышение уровня требований граждан к качеству образовательных услуг вследствие роста доходов и свободы выбора образовательных учреждений;

 «инновационность» - значительно улучшившиеся технические, методические и организационные возможности предоставления образовательных услуг (мультимедиа, Internet, дистанционное обучение);

 «динамичность» - ориентация на сокращение сроков внедрения новых образовательных услуг в связи с сокращением жизненного цикла товара;

 «диверсификация» - расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг, развитие сопутствующих и обслуживающих образование сфер деятельности;

 «дифференциация» - нарастающее разнообразие потребностей населения, обусловливающее значительное увеличение ассортимента образовательных услуг в условиях либерализации рынка;

 «конкуренция» - борьба образовательных учреждений за свои сегменты рынка, потенциальный контингент учащихся, рост объемов услуг и возрастание рекламных расходов в связи с активизацией конкурентов;

 «аритмия спроса» - изменения спроса потребителей рынка образовательных услуг, создающие угрозу стабильности положения образовательных учреждений (например, резкое сокращение спроса на тот или иной профиль);

 «падение спроса» - сокращение спроса, ощутимое для производителей образовательных услуг ввиду уменьшения численности потребителей услуг;

 «люмпенизация» - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом на образовательные услуги, особенно платные.

Эффективность управления правомерно рассмотреть как часть общей эффективности общественного производства. В экономической литературе эффективность рассчитывается как отношение экономии (прибыли) от внедрения конкретного результата к затратам на ее создание по формуле:

Е=Э/З, где Е – экономическая эффективность, доли; Э – экономия или прибыль, руб.; З – затраты на создание экономии, руб..

Экономическая эффективность является относительным показателем, измеряемым в долях, ее нельзя путать с результативностью и производительностью.

Эффективность работы школы может быть рассчитана как отношение фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности, взвешенных с помощью весовых коэффициентов и функций стимулирования относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.

Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, балльном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки эффективности работы общеобразовательного учреждения заключаются в следующем.

1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа и характеризующих конечные результаты деятельности организаций, трудовую и социальную деятельность педагогического коллектива.

2. Вводится экономическое стимулирование достижения конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда и управления. Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения.

3. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы педагогического коллектива с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертной оценок и ранговой корреляции.

4. Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость количества и качества труда в педагогической деятельности и в управлении, а также различных профессиональных объединений педагогов в школе.


ОПУБЛИКОВАНО

Лазарева М.В. Требования к системе эффективного управления производством образовательных услуг в общеобразовательном учреждении. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 4