PDF-версия статьи |
«перепроизводство» - насыщение рынка предложениями образовательных услуг;
«требовательность» - повышение уровня требований граждан к качеству образовательных услуг вследствие роста доходов и свободы выбора образовательных учреждений;
«инновационность» - значительно улучшившиеся технические, методические и организационные возможности предоставления образовательных услуг (мультимедиа, Internet, дистанционное обучение);
«динамичность» - ориентация на сокращение сроков внедрения новых образовательных услуг в связи с сокращением жизненного цикла товара;
«диверсификация» - расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг, развитие сопутствующих и обслуживающих образование сфер деятельности;
«дифференциация» - нарастающее разнообразие потребностей населения, обусловливающее значительное увеличение ассортимента образовательных услуг в условиях либерализации рынка;
«конкуренция» - борьба образовательных учреждений за свои сегменты рынка, потенциальный контингент учащихся, рост объемов услуг и возрастание рекламных расходов в связи с активизацией конкурентов;
«аритмия спроса» - изменения спроса потребителей рынка образовательных услуг, создающие угрозу стабильности положения образовательных учреждений (например, резкое сокращение спроса на тот или иной профиль);
«падение спроса» - сокращение спроса, ощутимое для производителей образовательных услуг ввиду уменьшения численности потребителей услуг;
«люмпенизация» - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом на образовательные услуги, особенно платные.
Эффективность управления правомерно рассмотреть как часть общей эффективности общественного производства. В экономической литературе эффективность рассчитывается как отношение экономии (прибыли) от внедрения конкретного результата к затратам на ее создание по формуле:
Е=Э/З, где Е – экономическая эффективность, доли; Э – экономия или прибыль, руб.; З – затраты на создание экономии, руб..
Экономическая эффективность является относительным показателем, измеряемым в долях, ее нельзя путать с результативностью и производительностью.
Эффективность работы школы может быть рассчитана как отношение фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности, взвешенных с помощью весовых коэффициентов и функций стимулирования относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.
Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, балльном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки эффективности работы общеобразовательного учреждения заключаются в следующем.
1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа и характеризующих конечные результаты деятельности организаций, трудовую и социальную деятельность педагогического коллектива.
2. Вводится экономическое стимулирование достижения конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда и управления. Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения.
3. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы педагогического коллектива с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертной оценок и ранговой корреляции.
4. Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость количества и качества труда в педагогической деятельности и в управлении, а также различных профессиональных объединений педагогов в школе.
ОПУБЛИКОВАНО
Лазарева М.В. Требования к системе эффективного управления производством образовательных услуг в общеобразовательном учреждении. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 4