PDF-версия статьи |
Выполнение требований этих новых норм на выбросы вредных веществ, соответствие Европейским стандартам по токсичности ОГ требует проведения целого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по усовершенствованию конструкции дизелей и их систем. Решение проблем повышения технико-экономических показателей и экологической безопасности связано с глубоким анализом физико-химических процессов в цилиндрах дизелей. Показатели дизеля в полном жизненном цикле также в значительной мере зависят от его характеристик в процессе эксплуатации. На ранних стадиях проектирования для выбора концептуальных решений по конструкции и при их доводке, а также для проведения оценки показателей в полном жизненном цикле целесообразно использовать математические модели процессов, происходящих в цилиндре дизеля.
Математические модели должны обеспечивать решение следующих задач:
- исследование и обоснование параметров организации процессов в двигателе; предварительная оптимизация параметров рабочего процесса для повышения топливной экономичности и снижения токсичности (за счет выбора параметров) при отсутствии опытных данных, которые необходимы для идентификации модели;
- исследование рабочего процесса дизеля (уже принятой конструкции) при его проектировании, испытаниях, доводке; оптимизация параметров топливной аппаратуры, отдельных систем, формы камеры сгорания для обеспечения высокого КПД и снижения выбросов вредных веществ.
Выбор различных конструктивных и регулировочных параметров дизеля нуждается в теоретическом и практическом обосновании. И как показывает практика, только доводка рабочих процессов в транспортных дизелях за счет выбора конструктивных и регулировочных параметров двигателя и его топливной аппаратуры не позволяет решить задачу снижения токсичности отработавших газов до уровня нормативов Euro 4 при сохранении на высоком уровне топливной экономичности. В связи с этим требуется разработка новой организации рабочих процессов в дизельном двигателе. Ведущие мировые производители используют для достижения соответствия этим целям новейшие конструктивные решения и наукоемкие технологии, сложные алгоритмы управления рабочим процессом двигателей. Дальнейшее ужесточение норм потребует внесения существенных изменений в конструкцию дизеля для обеспечения более совершенного с термодинамической и экологической точек зрения рабочего процесса, применения систем нейтрализации отработавших газов. Следует учитывать, что при выполнении нормативов по токсичности отработавших газов лимитирующими всегда оказываются выбросы окислов азота и твердых частиц [5].
В 1906 году В.И. Гриневецкий предложил метод теплового расчета, который в дальнейшем был развит и дополнен Е.К. Мазингом, Н.Р. Брилингом, Б.С. Стечкиным, И.И. Вибе, Н.Ф. Разлейцевым, В.А. Звоновым и многими другими учеными. Сущность этого метода заключалась в том, что вместо двух общих поправочных коэффициентов (первого - для перехода от теоретического среднего индикаторного давления к действительному и второго – для перехода от теоретического коэффициента полезного действия к действительному) В.И. Гриневецкий ввел целый ряд частных параметров для отдельных элементов теплового расчета, которые были найдены путем анализа экспериментальных исследований. Уровень указанных разработок был настолько высок, что основные методы расчетов применяются и в настоящее время.
Известные на настоящий момент модели смесеобразования и сгорания чрезвычайно разнообразны. Существенные различия взглядов авторов касаются, в частности, характера
ОПУБЛИКОВАНО
Климова Е.Н. Моделирование рабочих процессов тепловозных дизелей и процессов образования токсических веществ. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 5