Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Липецкий государственный педагогический университет


На современном этапе от системы высшего образования требуется развитие и укрепление индивидуальности каждого студента, подготовка компетентного и конкурентно способного специалиста, не только обладающего глубокими и прочными знаниями, но и умеющего действовать в ситуациях выбора.

Одним из путей построения образования, которое отвечает этим требованиям и позволяет удовлетворить запросы и потребности обучаемых, является обеспечение его вариативности.

Нормативная основа вариативного образования закреплена в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и предполагает, с одной стороны, многообразие различных типов учебных заведений, образовательных программ, подходов, методов и форм обучения, а с другой стороны – право личности на самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий.

Вовлечение студентов в процесс выбора собственной образовательной траектории способствует не только активизации их самостоятельной деятельности, но и влияет на развитие вариативного стиля мышления – характерной черты творческой личности.

В связи с этим актуальным становится исследование проблемы совершенствования подготовки студентов на базе вариативного обучения.

По мнению И.Л. Ореховой, вариативное обучение - это такое обучение, которое наделено качеством «вариативность», проявляющимся в следующем:

- наличие (или потенциальная возможность к созданию) вариаций в некоторой обучающей системе, структуре, процессе – во всем многообразии их проявлений;

- видоизменение второстепенных элементов, частей обучения при сохранении основных характеристических признаков соответствующих систем.

Вариативное обучение понимается нами как взаимодействие педагога и студентов по реализации целей образования, осуществляемое в условиях выбора ценностно-смыслового отношения к объектам изучения, уровня содержания (в рамках государственных стандартов и выше), средств, форм, способов организации деятельности.

Проектирование и практическая реализация вариативного обучения придает целостность процессу образования, так как студенты становятся подлинными его субъектами, осуществляя выбор содержания, форм, методов, образовательной траектории. «Выбор при этом – не механическая связка общественного и личностно-значимого опыта, социального и индивидуального, а определенная их организация самим студентом» (И.П. Попович).

Вариативное обучение студентов вуза может быть успешно и эффективно реализовано при наличии совокупности следующих педагогических условий:

1. Реализация технологии вариативного обучения, способствующей повышению уровня овладения студентами знаниями и умениями за счет выбора самими студентами осознанной, личностно-значимой индивидуальной образовательной траектории.

2. Обеспечение готовности преподавателей к реализации вариативного обучения, включающей в себя эмоционально-мотивационную, информационно-познавательную и деятельностно-практическую готовность.

3. Учет личностных потребностей и мотивов студентов для создания комфортной психологической среды, атмосферы сотрудничества.

4. Разработка необходимого учебно-методического обеспечения вариативного обучения, включающего учебную программу по дисциплине с учетом инвариантной и вариативной составляющих; учебно-методический комплекс; ресурсное обеспечения компьютерными средствами.

5. Сочетание и варьирование индивидуальной, парной и групповой деятельности студентов, позволяющее осуществлять учет индивидуальных склонностей, способностей и интересов студентов, изучать материал с различной полнотой и глубиной, а также реализовывать обучение в различном темпе.

6. Использование приемов, способствующих развитию рефлексивных умений студентов, которые помогают студентам оценить свой выбор, свою деятельность с разных позиций и по разным критериям, сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Опытно-экспериментальная работа по реализации вариативного обучения проводилась на факультете энергетических систем Липецкого филиала Международного института компьютерных технологий в группах студентов, изучающих математику на первом курсе и втором курсе. Результаты эксперимента свидетельствовали о положительном эффекте применения вариативного обучения студентов вуза.


ОПУБЛИКОВАНО

Клейменова Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 8