PDF-версия статьи |
Одним из путей построения образования, которое отвечает этим требованиям и позволяет удовлетворить запросы и потребности обучаемых, является обеспечение его вариативности.
Нормативная основа вариативного образования закреплена в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и предполагает, с одной стороны, многообразие различных типов учебных заведений, образовательных программ, подходов, методов и форм обучения, а с другой стороны – право личности на самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий.
Вовлечение студентов в процесс выбора собственной образовательной траектории способствует не только активизации их самостоятельной деятельности, но и влияет на развитие вариативного стиля мышления – характерной черты творческой личности.
В связи с этим актуальным становится исследование проблемы совершенствования подготовки студентов на базе вариативного обучения.
По мнению И.Л. Ореховой, вариативное обучение - это такое обучение, которое наделено качеством «вариативность», проявляющимся в следующем:
- наличие (или потенциальная возможность к созданию) вариаций в некоторой обучающей системе, структуре, процессе – во всем многообразии их проявлений;
- видоизменение второстепенных элементов, частей обучения при сохранении основных характеристических признаков соответствующих систем.
Вариативное обучение понимается нами как взаимодействие педагога и студентов по реализации целей образования, осуществляемое в условиях выбора ценностно-смыслового отношения к объектам изучения, уровня содержания (в рамках государственных стандартов и выше), средств, форм, способов организации деятельности.
Проектирование и практическая реализация вариативного обучения придает целостность процессу образования, так как студенты становятся подлинными его субъектами, осуществляя выбор содержания, форм, методов, образовательной траектории. «Выбор при этом – не механическая связка общественного и личностно-значимого опыта, социального и индивидуального, а определенная их организация самим студентом» (И.П. Попович).
Вариативное обучение студентов вуза может быть успешно и эффективно реализовано при наличии совокупности следующих педагогических условий:
1. Реализация технологии вариативного обучения, способствующей повышению уровня овладения студентами знаниями и умениями за счет выбора самими студентами осознанной, личностно-значимой индивидуальной образовательной траектории.
2. Обеспечение готовности преподавателей к реализации вариативного обучения, включающей в себя эмоционально-мотивационную, информационно-познавательную и деятельностно-практическую готовность.
3. Учет личностных потребностей и мотивов студентов для создания комфортной психологической среды, атмосферы сотрудничества.
4. Разработка необходимого учебно-методического обеспечения вариативного обучения, включающего учебную программу по дисциплине с учетом инвариантной и вариативной составляющих; учебно-методический комплекс; ресурсное обеспечения компьютерными средствами.
5. Сочетание и варьирование индивидуальной, парной и групповой деятельности студентов, позволяющее осуществлять учет индивидуальных склонностей, способностей и интересов студентов, изучать материал с различной полнотой и глубиной, а также реализовывать обучение в различном темпе.
6. Использование приемов, способствующих развитию рефлексивных умений студентов, которые помогают студентам оценить свой выбор, свою деятельность с разных позиций и по разным критериям, сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Опытно-экспериментальная работа по реализации вариативного обучения проводилась на факультете энергетических систем Липецкого филиала Международного института компьютерных технологий в группах студентов, изучающих математику на первом курсе и втором курсе. Результаты эксперимента свидетельствовали о положительном эффекте применения вариативного обучения студентов вуза.
ОПУБЛИКОВАНО
Клейменова Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 8