Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе

ГОУ ВПО "Камская государственная инженерно-экономическая академия" (филиал в г.Чистополь)


Модернизация высшего образования, одной из задач которой является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, предполагающая ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, определяет потребность в исследовании проблемы парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе (ППОЦ); потребность практических работников вузов в оптимизации целеполагания.

Предпосылками для теоретического обоснования ППОЦ выступают: 1) общая теория оптимального управления; 2) теория оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабанского и теоретические идеи его последователей.

Философским обоснованием ППОЦ выступают концепции и теории: Томаса Куна («Концепция смены парадигм»), Карла Поппера («Теория роста научного знания»), Имре Лакатоса («Методология научно – исследовательских программ»), Пола Фейерабенда («Методологический анархизм»).

Возможности ППОЦ заключаются в: 1) научно-обоснованном задании разнообразных целей обучения, адекватных содержанию образовательных парадигм (парадигмальных целей), ориентированных на развитие когнитивных, личностных и деятельностных качеств студента как целостной личности; 2) определении парадигмальной принадлежности целей обучения.

Функцией ППОЦ является обеспечение проектирования многомерной модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе, отвечающей социальному заказу на воспитание целостной личности студента.

В качестве условий оптимального целеполагания на основе ППОЦ выступают: 1) методологическая, теоретическая и практическая подготовка педагогов по его применению; 2) наличие научной и учебно – методической литературы, в которой раскрываются обучающие, воспитательные и развивающие возможности образовательных парадигм; 3) умение педагогов осуществлять межпарадигмальную рефлексию с целью интеграции образовательных парадигм как базисов для проектирования целей обучения на их основе.

К перечню «рабочих» образовательных парадигм относятся: когнитивная; деятельностная; личностная; культурологическая; мировоззренческая; гуманистическая; проблемно - эвристическая; аксиологическая; синергетическая; компетентностная; самообразования и творческого саморазвития; конкурентностная.

Принципы оптимального проектирования содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода: 1) актуальности (перспективности); 2) учета обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм; 3) полипарадигмальности; 4) оптимальной соотнесенности парадигмальных групп целей обучения; 5) единства когнитивного, личностного и деятельностного аспектов содержания парадигмальных целей обучения.

Критерии оптимального проектирования содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода: 1) наличие в составе структуры процесса целеполагания компонента «Анализ обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм»; 2) критерии оптимального проектирования макроструктуры содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе; системность; 3) критерии оптимального проектирования микроструктуры содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе; гармоничность.

Критерии оптимизации содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода: 1) довключение в состав структуры процесса целеполагания компонента «Анализ обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм»; 2) систематизация (довключение в состав макроструктуры недостающих целей обучения); 3) гармонизация (довключение в состав микроструктуры недостающих содержательных параметров).

Несмотря на реальные трудности, с которыми может столкнуться преподаватель, решивший овладеть механизмом ППОЦ, он должен осознавать те выгоды и положительные результаты, к которым приведет применение данного подхода, сделав труд преподавателя по оптимизации целеполагания более эффективным и экономным.

Литература:

1.Егорова Ю.А. Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе: дис. ... канд.пед.наук / Ю.А.Егорова. – Казань, 2006. – 198 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Егорова Ю.А. Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6