Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Организация исследовательской деятельности обучающихся МБОУ «Гимназия № 48» г. Норильска

МБОУ «Гимназия № 48» г. Норильска


Современное образование ориентировано не на передачу обучающимся знаний в готовом виде, а на формирование и развитие познавательных интересов и способностей, умений и навыков самостоятельного умственного труда, творческого мышления. Если обучение идет на основе традиционных методов, то вред, приносимый в итоге процессу развития интеллекта и креативности школьника, безусловно, очень велик. Но если делать все это на базе методов исследовательского обучения, то ситуация радикально меняется. Следовательно, представляется целесообразной организация УВП на основе исследовательской деятельности школьников. Она способствует развитию познавательной активности и самостоятельности, вооружает обучающегося необходимыми навыками работы с потоком информации, ориентации в нем и систематизации материала, помогает сформировать ключевые компетентности выпускника.

В нашей гимназии создана и апробируется уникальная Программа по развитию познавательной активности и самостоятельности на основе исследовательской деятельности участников образовательного процесса.

Эта Программа определяет единую концептуальную платформу образовательного учреждения, стратегическим направлением которой является создание условий для осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и социальной активности.

Программой определены организационные, педагогические, психологические условия для развития познавательной активности и самостоятельности на основе исследовательской деятельности участников образовательного процесса и ресурсы, которые необходимы для успешной реализации Программы: кадры, материальная база, информация, финансы.

Организационные условия позволяют проанализировать состояние УВП с точки зрения использования учителями технологий развивающего обучения, провести диагностику учащихся и учителей, отражающую их отношение к исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения, готовности к инновационным процессам. Обязательными являются ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении, разработка памяток по написанию исследовательской работы, консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся, создание методической копилки материалов, обучение учителей на курсах по специфике работы с одаренными детьми и др.

Созданные в гимназии педагогические условия дают возможность курировать работу школьного научного общества, осуществлять ведение теоретической подготовки исследовательской и проектной работы учащихся, стимулировать и организовывать участие гимназистов в научно-практических конференциях, познавательных играх и конкурсах всех уровней, проводить выставки достижений учащихся.

Психологические условия для организации в гимназии исследовательской деятельности учащихся предусматривают диагностику интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности, проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой, консультации для школьников, родителей и учителей.

Положительным результатом реализации Программы, в первую очередь, можно считать повышение качества обучения: увеличение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5», а также числа участников и победителей городских, региональных, всероссийских конференций, конкурсов, предметных олимпиад. Немаловажным является создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики, формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, изменение отношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества, формирование умения работать с информацией.

Организация исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессионального уровня учителя: повышению квалификационной категории, увеличению числа учителей – руководителей исследовательской работой школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, принимающих участие в работе творческих групп.

В современных условиях возрастает значимость исследовательской деятельности школьников, так как она позволяет реализовать стремление учащихся к получению качественного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует развитию творческой личности.


ОПУБЛИКОВАНО

Семенько Т.И. Организация исследовательской деятельности обучающихся МБОУ «Гимназия № 48» г. Норильска. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9