Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Профильное обучение старшеклассников в условиях внедрения элективных курсов

МБОУ «Гимназия №48» г. Норильска


В условиях профильного обучения самым главным представляется решение задачи по определению практической деятельности выпускника, его поведения, познания и образования. Другими словами, необходимо обеспечить саморазвитие личности. А это возможно только в тех видах деятельности, которые определены самим старшеклассником, выбраны как наиболее комфортные, оптимальные и в то же время культуросообразные и социально значимые.

Чтобы создать возможность выбора и возможности самоопределения выпускников гимназии, был разработан проект опытно-экспериментальной площадки «Элективные интегрированные курсы в инновационном образовательном учреждении как условие эффективного профильного обучения старшеклассников» с целью формирования осознанного выбора профиля обучения, эффективной подготовки обучающихся инновационного образовательного учреждения к выпускным и вступительным экзаменам.

Содержание и формы организации образовательного процесса в гимназии были дополнены интегрированными элективными курсами, что в условиях профильного обучения позволило расширить стандартное содержание за счет элективного компонента обучения, приобрести особую индивидуальную значимость образования на старшей ступени.

Наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого ученика в условиях профилизации образовательного пространства обеспечивает личностно-ориентированное обучение, которое реализовалось на элективных курсах через внедрение педагогических технологий тестовой диагностики и контроля, проблемного и разноуровневого обучения, проектной деятельности и др.

Продуктивное освоение содержания элективных интегрированных курсов старшеклассниками стало возможным, поскольку была сохранена структура традиционного урока при ведущей роли эффективных форм и методов обучения (дискуссия, диспуты, практические и семинарские занятия, проектная и исследовательская деятельность и др.). Была осуществлена замена монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагога с учащимися и учащихся между собой, активное действие учащихся на занятиях, повышение уровня самостоятельности учащихся в своей учебной деятельности, приобретение учащимися личного опыта, приближение условий обучения к вузовским.

Приобщение на элективных курсах гимназистов к издательской деятельности, телекоммуникационным сетям, использованию мультимедиа, разработке собственных проектов, подготовке докладов, рефератов и др., применение современных информационных технологий было направлено на создание благоприятной среды для развития детей с уже проявленной одаренностью и прочной основы для дидактической системы развития потенциала, имеющегося у каждого учащегося.

Введение интегрированных элективных курсов, апробация пособий, обеспечение личностного самоопределения учащихся в учебно-познавательной деятельности, постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише, развитие и совершенствование навыков самоконтроля позволили подготовить старшеклассников к успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Индикатором качества обученности выпускников можно считать итоги внешней экспертизы – ЕГЭ 2009г.: средний балл по русскому языку – 73,4, литературе – 52,3, математике – 56,3, английскому языку – 68, 4, истории – 53, обществознанию – 64,4, информатике – 76, географии – 59, физике – 62,5. Важным показателем является и уровень подготовленности к продолжению образования ее выпускников: 100% обучающихся поступили в вузы, из них – 26% на бюджетное отделение.

Отслеживание результатов усвоения элективных интегрированных курсов осуществлялось через итоговую зачетную работу, накопительную систему и рейтинг, портфолио, что свидетельствует о значительном разнообразии способов контроля.

Итак, в ходе реализации проекта интеграция предметных областей в условиях инновационного образовательного учреждения позволила учитывать индивидуальные интересы обучающихся, повысить уровень профильного обучения, дала возможность построения индивидуальной образовательной траектории старшеклассников, адаптироваться им к успешному обучению в вузах.


ОПУБЛИКОВАНО

Сенькив З.А. Профильное обучение старшеклассников в условиях внедрения элективных курсов. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 10