PDF-версия статьи |
На наш взгляд, передовой отечественный и зарубежный опыт профориентации позволяет выявить действительно эффективные методы и формы работы, которые могут помочь в решении профориентационных проблем в условиях детского дома. Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме, нам удалось выделить два ключевых принципа, на которых, как нам кажется, необходимо строить профориентацию воспитанников детского дома:
1. Формирование содержания профориентационной работы с учётом особенностей личности и условии воспитания выпускников детского дома.
2. Использование активизирующих методов профориентации, позволяющих выпускникам превратиться из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределения.
Первый принцип должен быть реализован через создание следующих условий:
1. Разработка и подача материала занятий с учётом интеллектуальных особенностей воспитанников. Поскольку по статистике выпускники детских домов имеют более низкий интеллектуальный уровень, чем их сверстники из массовой школы, то содержание и подача материала должна быть адаптирована для их уровня понимания.
2. Развитие социальных и бытовых навыков. Многие исследователи говорят о низкой социальной компетентности выпускников детских домов, однако, успешный выбор профессии и дальнейшая профессиональная карьера, на наш взгляд, не мыслима без успешного развития данных социальных качеств.
3. Возможность организации профессиональных проб, экскурсий в ВУЗы и СУЗы. Это помогает решить такую насущную проблему, связанную с условиями воспитания, как низкий уровень информированности выпускников о мире профессий.
4. Привлечение личного опыта успешной адаптации воспитанников, которые уже выпустились из детского дома.
Второй принцип подразумевает использование особых (активизирующих) методов работы, к основным особенностям которых относятся:
1. Ориентация на то, чтобы помочь выпускнику стать субъектом своего профессионального самоопределения, а не просто совершить выбор профессии.
2. Смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед выпускником проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению.
3. Включение ценностно-смыслового компонента самоопределения в профориентационную работу, благодаря чему можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков.
4. Использование активизирующей диагностики, целью которой является не столько получение информации о подростке, сколько стимулирование его размышлений о перспективах профессионального самоопределения.
5. Использование интерактивных форм работы (тренинг, ролевая, деловая игра и др.), которые являются наиболее эффективными с точки зрения обучения новому материалу и развития новых личностных качеств и способностей.
Таким образом, организация профориентации выпускников в условиях детского дома, основанная на двух обозначенных нами принципах, может, на наш взгляд, активизировать профессиональное самоопределение выпускников и повысить уровень готовности к выбору будущей профессии. А это, в свою очередь, напрямую влияет на успешность их последующей адаптации
ОПУБЛИКОВАНО
Леонов С.Д., Рапопорт Л.А. Теоретическое обоснование поиска новых принципов профориентации для формирования готовности к выбору профессии у выпускников детского дома . // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3