Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
О ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В СИСТЕМЕ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ

Череповецкий государственный университет


Мировые процессы интеграции стран как в областях экономического, политического сотрудничества, так и в образовательной сфере требуют единых стандартов, средств, методов профессиональной подготовки специалистов и, прежде всего, формирования информационно-культурной личности интегрированной в современное сообщество.

Создание информационно – коммуникационной образовательной среды, способствующей использованию актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных траекториях на основе кредитно – зачётных единиц, достижениях в целях управления и обеспечения качества подготовки специалистов приведет в целом к повышению качества профессионального образования.

Одним из главных принципов внедрения кредитно-зачётной системы в вузе является то, что переход к кредитам должен осуществляться не сразу во всем учебном заведении, а постепенно: в порядке эксперимента на нескольких направлениях (специальностях); только по результатам мониторинга и коррекции результатов эксперимент постепенно должен распространяться на другие направления.

Таким образом, в первую очередь необходимо разработать информационную систему для расчета кредитных единиц студентов и преподавателей на основе модульной технологии и системы зачетных единиц в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Данная система должна реализовывать следующее:

- по имеющейся базе данных студентов, преподавательского состава и списка предлагаемых дисциплин в соответствии со специальностью, курсом и базовым учебным планом, после выбора каждым студентом своего индивидуального курса обучения для него рассчитать кредитные единицы;

- используя данные о студентах, об их выборе дисциплин рассчитать нагрузку преподавательского состава, как по федеральному компоненту (базовой части), так и в зависимости от вариативной части по выбору студентов (каждому преподавателю формируем объём нагрузки в кредитных единицах).

Также система должна быть направлена на:

- формирование учебного плана по специальности, включающего Федеральный компонент (базовую часть), Региональный компонент и дисциплины по выбору (вариативная часть) (с расчётом кредитно-зачётных единиц по дисциплинам плана);

- добавление новой дисциплины, при изменении учебного плана;

- формирование нагрузки по дисциплинам и в кредитных единицах по преподавателям (учет базовой и вариативной части учебного плана);

- формирование индивидуальной учебной траектории студента. Студенту предоставляется возможность самостоятельно сформировать собственный учебный план на последующий учебный период, в котором присутствует Федеральный компонент учебных дисциплин. При этом студенту выводится список дисциплин вариативной части, включающей региональный учебный компонент и дисциплины по выбору. В информационной базе производится расчёт итоговых кредитных сумм с разбивкой по дисциплинам. При добавлении каждой новой дисциплины, рассчитывается сумма кредита по дисциплине и итоговые расчёты по кредитам. При работе с базой данных предполагаются следующие возможности:

- добавление нового студента при его зачислении;

- удаление студента при его отчислении;

- формирование индивидуального учебного плана студента на основе выбора вариативной части учебного плана студентом;

- формирование электронной зачётной книжки (ЭЗК) студента и взаимодействие с ЭЗК как студента, так и преподавателя. ЭЗК связана с электронной базой учебного плана специальности, индивидуальным учебным планом студента, модульной структурой изучения дисциплин, преподавателями, рейтинговым учётом изучения дисциплин и переводом в кредитно-зачётные единицы.

Очевидно, что в ближайшее время вузам России потребуется некая универсальная методика по переходу к системе кредитно-зачётных единиц. Данная методика не должна, разумеется, жестко регламентировать количество кредитов, отводимых на одни и те же (или аналогичные) дисциплины во всех российских образовательных учреждениях. Целесообразно, чтобы каждый вуз рассчитывал трудоемкость обучения в кредитах самостоятельно и закреплял эти расчеты в соглашениях, заключаемых с вузами-партнерами по академической мобильности студентов и преподавателей [1].

Литература

1. Ковтун Е.Н., Харитонов Д.В. Научные подходы к созданию методик расчета объемов учебной нагрузки студентов в кредитных (зачётных) единицах// Интернет: academjust.ryazantelecom.ru/bd/2/vopros-kredit.pdf.


ОПУБЛИКОВАНО

Шутикова М. И., Чеснокова И. А. О ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В СИСТЕМЕ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6