PDF-версия статьи |
Представляется логичной и оправданной дифференциация двух аспектов веры: познавательного, в котором предметом веры могут выступать явления конечного мира, и нравственно-этического, здесь предмет веры устремлен в бесконечное. При этом нравственно-этический аспект распадается на два компонента: религиозный (вера здесь объективирована) и философский (вера субъективирована). Данные компоненты могут быть названы соответственно религиозной верой и верой философской. Данная классификация основана, в первую очередь на качественном отличии предмета веры, в то время как объект веры характеризуется однозначно для всех ее аспектов.
Объект веры не находится в поле актуального восприятия субъекта, его существование не выводится непосредственно из опыта, хотя и не противоречит ему, являясь объективно возможным. С другой стороны, объект веры вплетается в существование человека и определяет его действия, поэтому субъект веры заинтересован в возможно более глубоком познании объекта. Но, поскольку объект не обладает непосредственной данностью, его познание сопряжено с многочисленными трудностями. Указанные характеристики объекта веры, с нашей точки зрения, адекватны всем ее аспектам, что убеждает нас в существовании феномена веры как явления единого и целостного.
В религиозной вере объектом является Бог. Предметом – атрибуты Бога и специальные религиозные символы. И объект, и предмет в религиозной вере существуют в качестве объективной реальности, а сама вера объективирована. «Объективность в религии присутствует в двух формах – или как некий трансцендентальный объективный мир, в который прорывается душа человека благодаря вере и молитве, или как объективность, обеспечиваемая соборностью, церковностью, вне которых общение верующего с богом невозможно»[1, с. 110].
В философской вере объектом веры является бесконечный потенциал человека и мира, предметом – абсолютные духовные ценности, благодаря которым этот потенциал может реализоваться. Таким образом, философская вера субъективирована, а от этого зависят и остальные ее характеристики, например, такие, как твердость веры. В познавательном аспекте вера тем тверже, чем ближе она к знанию. Таким образом, знание – есть абсолютно твердая вера, что еще раз говорит о том, что вера в познавательном аспекте не самоценна, она стремится стать знанием. В нравственно-этическом аспекте твердость веры определяется субъективной готовностью следовать внутренним нравственным законам. Вера здесь – это признание абсолютной их ценности. Таким образом, здесь параметр, определяющие твердость веры подтверждают ее самодостаточность и несводимость к каким-либо иным состояниям сознания.
Итак, наиболее лаконичным и одновременно содержательным, с нашей точки зрения, является отношение к вере, как к понятию многоаспектному, но целостному. Необходимо различать два аспекта веры: гносеологический и нравственно-этический. Такой подход дает возможность более плодотворно работать с понятием вера. В частности, появляется еще один угол зрения на современную проблему «кризиса субъекта». С нашей точки зрения, она тесным образом связана с утратой веры в ее нравственно-этическом аспекте, а именно: с утратой философской веры.
Литература
1. 1. Басакова Н. В. Вера – Versus – Знание: соотношение, границы, мера. актуализации // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25–27 июня 2002г. – Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – С.103–111.
ОПУБЛИКОВАНО
Карпова Ю. В. Вера как понятие многоаспектное. Характеристика основных его аспектов.. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3