Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Белгородский государственный университет


Большой объем информации в медицине привел к возникновению потребности ее накопления, обработки, структурирования и использования. Очевидно, что во многих случаях указанные задачи могут быть решены с использование информационных технологий. Однако, в настоящее время непосредственная клиническая работа врача остается мало компьютеризирована. Связано это с тем, что медицинская деятельность не достаточно технологична и легко формализуема, чтобы в ней быстро приживалась компьютеризация. Актуальным является совершенствование персональных медицинских информационных систем, позволяющих решать задачи врачебной практики на первичном уровне.

Внедрение информационных технологий в клиническую практику призвано повысить качество лечебно-диагностического процесса. Краеугольным камнем врачебной работы является диагностика. Диагностика проходит этап сбора информации о больном, анализ информации, синтез полученного материала и установление диагноза.

Можно определить важные причины дефектов диагностической работы, которые могут быть оптимизированы с помощью информационных технологий.

На этапе сбора информации о больном:

- недостаточное знание методики проведения обследования; незнание возможностей использования других методов; незнание нормальных параметров, незнание семиотики и пр.;

- несоблюдение методичности обследования;

-недостаток времени, неизбежный субъективизм, проявляющийся в оценке объективных симптомов, что во многом зависит от опыта и квалификации врача;

- недостаточное качество хранения информации (неполные записи в истории болезни, отсутствие точного отражения факта, ведущее к искаженному представлению о нем).

На этапе анализа исходных данных, синтеза материала и собственно диагностики:

-неправильный отбор наиболее существенных данных;

-выделение ведущего синдрома;

-проведение дифференциального диагноза.

Исходя из насущных проблем лечебно-диагностического процесса, можно определить основные направления внедрения информационных технологий в клиническую практику, требующих разработки и создания соответствующих моделей и алгоритмов. Это автоматизация сбора клинической информации, оптимизация ее хранения и использования, повышение качества анализа и обработки симптомов заболеваний, выделение ведущего синдрома, проведение дифференциальной диагностики. Кроме того, повышение квалификации специалистов, педагогическая работа, обмен опытом в процессе самообразования предполагает совершенствование обработки симптомов заболеваний как дидактических объектов, передающих доступность, наглядность, полноту и внутреннюю взаимосвязанность клинической информации.

Таким образом, в условиях нарастания количества разнородной информации и дефицита времени для врача любой специальности является актуальным наличие в его распоряжении персональной компьютерной информационной системы, позволяющей решить комплексные задачи профессиональной деятельности. Подобная система позиционируется в рамках персональной медицинской информационной системы базового уровня для анализа и обработки симптомов заболеваний как клинических, дидактических и информационных объектов. Она включает элементы информационно-справочных, консультативно-диагностических систем и систем поддержки решения, имеет функции автоматизации технологических процессов врачебной работы, обеспечивает дидактические задачи повышения квалификации, как в рамках самообразования, так и передачи опыта.


ОПУБЛИКОВАНО

Кузьминов О.М. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Медицинские науки"). - C. 5