PDF-версия статьи |
Всего под наблюдением находилось 105 учащихся 2-х - 11-х классов. Измерения проведены до и после изучаемых уроков в начале и конце 2-ой и 4-ой четверти 2008-2009 учебного года.
Для проведения оценки вариативных учебных предметов изучена динамика умственной работоспособности с помощью корректурных проб с последующей математической обработкой полученных данных; эмоциональный настрой учащихся оценен по методике цветописи.
Для статистической характеристики полученных данных рассчитывали средние арифметические величины (М), средние квадратические отклонения (σ), относительные величины (Р), ошибки средних арифметических (относительных) величин (М). Оценку достоверности разности средних и относительных величин проводили по критерию Стьюдента.
Нами сопоставлялась динамика работоспособности и эмоционального настроя учащихся на следующих уроках: основы православной культуры с историей; церковнославянский язык – с русским и английским языками; закон Божий с историей; религиоведение (сектоведение) – с историей. Установлено, что в начальных классах на уроках «Основы православной культуры» и «История» снижение умственной работоспособности по совокупности показателей корректурных проб и цветописи наблюдается только у учащихся 2 класса (Р<0,05); у учащихся основной ступени обучения - сохраняется без изменений. Однако на уроке «Основы православной культуры» у детей начальных классов признаки утомления более выражены, чем на истории (Р<0,05). Следовательно, для гимназистов 8-10 лет этот предмет является более сложным, чем история. Для гимназистов основной ступени – «Основы православной культуры» по степени трудности можно приравнять к «Истории», так как не выявлено изменений изучаемых совокупных показателей. Учащимися 6-го и 7-го класса более сложно воспринимается учебный предмет «Закон Божий» по сравнению с «Историей». В 5, 8, 9-ом классах достоверных различий в трудности изучения данных предметов не выявлено. Следовательно, для 5, 8 и 9 классов учебная дисциплина «Закон Божий» может иметь такую же оценку, как и учебный предмет «История», а для 6 и 7 классов – необходимо более высокое ранжирование.
Динамика совокупности показателей умственной работоспособности и эмоционального настроя в 10 и 11 классах на уроках религиоведения (сектоведения) и истории не имеет достоверных различий и имеет схожие тенденции: к концу урока наблюдается незначительное утомление гимназистов, что объясняется одинаковой степенью трудности этих дисциплин. Следовательно, учебный предмет «Религиоведение (сектоведение)» может иметь оценку по ранговой шкале трудности такую же, как и «История».
У учащихся 5 класса основной ступени обучения выявлено снижение изучаемых показателей на уроке церковнославянского языка по сравнению с английским (Р<0,05) и русским языками. Для детей 6,7 и 8 классов церковнославянский язык оказался труднее по сравнению с русским языком, но менее сложным, чем английский язык (Р<0,05). С учетом полученных данных предлагается оценивать сложность церковнославянского языка для учащихся 6, 7, 8, 9 классов – в 8 баллов; для 4, 5 классов – в 10 баллов; для 3 класса – в 11 баллов, так как данный предмет для учащихся является новым и требует значительного умственного и эмоционального напряжения.
На основании полученных результатов разработана шкала трудности вариативных учебных предметов для каждой возрастной группы гимназистов.
ОПУБЛИКОВАНО
Титова Ю.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ ВАРИАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Медицинские науки"). - C. 4