Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
РОЛЬ ЛЕТНЕГО ЛИНГВО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 21 города Кирова


Вопросы патриотического воспитания как никогда важны в наше время. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо строить воспитание школьников на основе истории родного края. Для этих целей на базе 8 класса с углублённым изучением русского языка был организован летний лингво–краеведческий лагерь, который работал в течение 7 дней в начале июня.

Лагерь преследовал следующие цели:

- образовательная: изучение истории, обычаев, традиций Вятского края во взаимосвязи с настоящим, формирование целостного представления о месте и роли края в истории России, знание лингво-культурологических понятий, отражение местных особенностей в языке;

- воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям родного края, родному языку, формирование важнейших духовно-нравственных ценностей, социально значимых качеств личности средствами истории и русского языка;

- развивающая: формирование познавательного интереса к изучению русского языка и истории, развитие самостоятельности мышления школьников и их творческих способностей, умений находить, систематизировать, обобщать нужную информацию, мотивировать и аргументировать свои суждения.

Для реализации данных целей были проведены следующие мероприятия:

- по истории: экскурсия в Трифонов монастырь, музейное занятие «Россия – Вятка: особенности национальной истории», практикумы «Все мы вятские», «История вятской избы»;

- по русскому языку и литературе: лингвистический бой, викторина по истории языка, исследование особенностей вятского говора, экскурсия в областную научную библиотеку имени А.И.Герцена.

Помимо исторических и лингвистических мероприятий школьникам были предложены занятия с психологом, интеллектуальные игры общеразвивающего характера.

Поскольку лагерь проводился в летнее каникулярное время, была изменена форма работы: образовательные задачи решались через игровые, соревновательные задания. Каждый ученик получил возможность реализовать свой творческий потенциал в ходе подготовки и защиты проекта.

По итогам работы лагеря учащиеся представили проектные работы по историческому краеведению либо по русскому языку и литературе: «Вятские промыслы», «Вятские краеведы», «Первые вятские писатели», «Вятский говор», «Звёздный час В.М.Васнецова».

План работы лагеря.

1 день 9.00 – открытие лагеря. Цели и задачи лагеря.9.30 – структура проекта.10.30 – интеллектуальная игра «Логический лабиринт»11.30 – практикум «Все мы вятские»12.30 – реклама проекта.

2 день 9.30 – лингвистическая викторина (индивидуальный зачёт)10.30 – работа над проектами (компьютерный класс)11.30– экскурсия в областной краеведческий музей «Россия – Вятка: особенности национальной истории»

3 день 9.30 – практикум «История вятской избы».10.30 – психологический тренинг11.30 – экскурсия в областную научную библиотеку имени А.И.Герцена

4 день 9.30 – практикум «Вятский говор»10.30 – беседа «Традиции, обычаи, обряды Вятской земли»11.30 – работа над проектами

5 день 9.30 – викторина по истории языка (индивидуальный зачёт)10.30 – пешеходная экскурсия «По старинным улицам города»12.30 – интеллектуальная игра с математическим лагерем

6 день 9.30 – экскурсия в Трифонов монастырь10.30 – лингвистическая игра «Морской бой»11.30 – работа над проектами (компьютерный класс)

7 день 9.30 – игровое занятие «Народные праздники Вятской губернии»10.30 – «Своя игра» (командный зачёт)11.30 – защита проектов. Награждение. Закрытие лагеря.


ОПУБЛИКОВАНО

Колобова Н.Г., учитель русского языка и литературы высшей категории;, Софонова Л.М., учитель истории первой категории; РОЛЬ ЛЕТНЕГО ЛИНГВО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ . // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 8