Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Роль дополнительного профессионального обучения информационным технологиям в подготовке бакалавров по направлению туризм

Казанский государственный технологический университет


Информатизация современного общества ставит перед высшим профессиональным учебным заведением проблему воспитания у студентов способностей самостоятельно и творчески использовать средства информатики и информационных технологий в решении учебных и в дальнейшем профессиональных задач. Bспользование современных технических средств, изучение новых информационных технологий является неотъемлемой составляющей современного обучения студентов - будущих работников туристской индустрии.

Рассматривая профессиональное образование как комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений в соответствии с индивидуальными потребностями личности, мы сконцентрировали свое внимание на проблеме дополнительного образования, которое наряду с основным общим и профессиональным образованием позволяет реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги, наиболее полно удовлетворяя образовательные потребности граждан, общества и государства. Дополнительное образование осуществляется посредством индивидуальной педагогической деятельности и имеет значительный педагогический потенциал, выступает мощным средством развития личности.

В педагогическом плане дополнительное образование можно рассматривать как эффективное условие внедрения инновационных программ, максимально удовлетворяющих образовательные потребности личности. Именно это условие определило для нас рассмотрение дополнительной подготовки в области информационных технологий как компонента профессионального образования бакалавров по направлению туризм, позволяющее удовлетворять их потребности в освоении современных информационных технологий, профессионально необходимых специалисту сферы туризма в современных условиях.

Анализ процесса профессиональной подготовки бакалавров по направлению туризм дали основание сформулировать следующие выводы:

1. Выявлены современные тенденции становления и развития профессионального образования, к которым относятся непрерывность и диверсификация, совершенствование профессиональной квалификации на основе модернизации образовательных стандартов и наиболее полном удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей личности, что позволяет обосновать влияние дополнительной подготовки в области информационных технологий на профессиональное становление студентов как практических работников управленческого звена туристского бизнеса, профессионально использующих в своей работе информационные технологии.

2. Дополнительная подготовка в области информационных технологий как компонент профессионального образования бакалавров по направлению туризм осуществляется на основе структурно-содержательной модели, обеспечивающей, с одной стороны, эффективность подготовки информационным технологиям за счет взаимодействия вузовских структур (подразделений) и, с другой стороны, за счет установления междисциплинарных связей, согласованного влияния на студентов целей, содержания, форм и методов основной и дополнительной профессиональной подготовки.

3. Основным подходом к реализации дополнительной профессиональной подготовки в области информационных технологий студентов, обучающихся по направлению туризм, является практико-ориентированный подход, устанавливающий тесную связь между учебным процессом и практической профессиональной деятельностью и, определяющий методику обучения информационным технологиям, специфика которой заключается в следующем: решение профессиональных задач, обучение в небольших группах - 7-9 человек; применение максимально возможных средств информационных технологий; доминанта практических занятий (65% учебного времени); самостоятельная работа студентов по выполнению домашних заданий после прохождения соответствующих разделов учебной программы, промежуточная и итоговая аттестация.

Таким образом, сообразно новым требованиям к профессиональной и социо-культурной подготовке будущего работника туристской индустрии становится актуальным обучение студентов информационным технологиям. Совершенствуя систему подготовки бакалавров по направлению туризм, необходимо помнить, что одна из главных задач высшего образования сегодня есть подготовка студентов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружению их современными средствами и технологиями работы, формированию у них информационной культуры, чему в частности способствует дополнительная подготовка в области информационных технологий.


ОПУБЛИКОВАНО

Габдрахманова Г.Ф., Хайруллина Э.Р. Роль дополнительного профессионального обучения информационным технологиям в подготовке бакалавров по направлению туризм. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 11