PDF-версия статьи |
Стоит ли обучать ребенка английскому языку? Многие родители и учителя считают, что раннее начало изучения языка, является непростительным усложнением содержания дошкольного и младшего школьного образования, и вредно, поскольку "лишает ребенка детства". Кроме этого, из 100 учителей начальной школы 25% не верят в положительный результат, 48% не знают способов и приемов работы, 33% не знакомы со спецификой. Несмотря на это, имеющийся опыт исследований доказывает, что раннее изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.
«За»:
- раннее изучение иностранного языка положительно влияет на изучение родного языка, на речевое развитие в целом, на артикуляцию ребенка;
- повышается образовательный и культурный уровень детей;
- занятия положительно влияют на психологическое развитие;
- процесс социализации проходит более успешно;
- ребенок легче овладевает языком, чем взрослый.
В каком возрасте лучше начинать изучение иностранного языка? На этот счет не существует однозначного мнения. Некоторые педагоги-практики уверены, что самое лучшее - разговаривать с ребенком на иностранных языках со дня его рождения. Это развивает слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира.
Специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 - 10 лет, до 3 - бессмысленно, после 10 - бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 - 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.
Формы обучения должны быть направлены на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя.
На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Самостоятельному употреблению речевых единиц должно предшествовать их понимание на слух, что соответствует психолингвистическим закономерностям усвоения речи.
Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для "разработки" артикуляционного речевого аппарата ребенка следует заниматься английским языком. При этом важно избежать смешения в языке ребенка английского и русского произношения, поэтому при нарушении речи у ребенка следует повременить с изучением другого языка.
В этом возрасте в педагогической литературе рекомендуется применять при обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.
В связи с этим большое значение придается методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять их в новых условиях.
Для того, чтобы помочь детям, особенно дошкольникам, настроиться на выполнение учебных заданий необходимо постоянное наблюдение за поведением детей. Доброе, внимательное отношение взрослого избавит его от многих огорчений и ненужных переживаний, позволит избежать стрессов.
Вопреки всем приведенным доводам существует несколько факторов против раннего обучения иностранным языкам. Вот некоторые из их:
«Против»:
- ребенок не имеет понятия о языке, как о системе (но языковой и речевой материал строго дозированы, дети обучаются когнитивным (познавательным) стратегиям);
- у ребенка нет внутреннего мотива, осознанной потребности изучать иностранный язык (но современная языковая среда требует знания английского);
- раннее обучение иностранному языку противоречит канонам патриотического воспитания.
ОПУБЛИКОВАНО
Чарушина Н. Н., Молокова О. В. Раннее изучение английского языка: за и против. . // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9