Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
О РОЛИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Управление образования Администрации г. Прокопьевска


В контексте задач умственного воспитания качество образования определяется характером тех изменений, которые происходят под влиянием образовательного процесса в ментальном опыте каждого ребенка. Соответственно в качестве критерия эффективности процесса обучения должны выступать не только показатели сформированности знаний, умений и навыков, но и показатели интеллектуального развития школьников. Современная школа должна быть ориентирована на совершенствование психологических ресурсов личности, среди которых один из важнейших – уровень развития продуктивного мышления.

Развитие продуктивного мышления старшеклассников может быть представлено как системно-динамический процесс последовательно усложняющейся умственной деятельности, основу которого составляет образование разноплановых понятий.

Метод обучения, как компонент целостной педагогической деятельности, направленной на развитие продуктивного мышления учащихся, является сердцевиной учебного процесса, связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы - средства обучения» – определяющая.

Конечная цель обучения продуктивному мышлению – приобретение способностей самостоятельно решать новые проблемы, т.е. активно находить существующие противоречия и способы их решения.

Результаты проведенной нами диагностики творческих способностей старшеклассников в современной школе выявляют несформированность логической составляющей мышления. Мысль не становится в процессе учебы средством сознания. Фактически у выпускников школ отсутствует сформированная культура мышления.

В то же время применяемые учителями методы, способы, методики, ориентированные на преимущественное объяснение учителя, передачу «готовых знаний», формируют интеллектуальную пассивность, глушат творческий потенциал учащихся. Это приводит к неэффективному использованию учебного времени, утрате учащимися способности творчески применять полученные знания.

На наш взгляд, реализация в учебном процессе словесно-логического метода позволит в значительной мере устранить перечисленные выше недостатки. Воспитание логической культуры мышления посредством словесно-логического метода является внутренним условием овладения учащимися методом научного познания, определяющим развитие продуктивного мышления школьников. При этом принципиально важно рассматривать репродуктивное (логическое) мышление как компонент продуктивного.

Сущность словесно-логического метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1. Учебный процесс строится на диалектическом методе познания: знания учащимся не предлагаются в «готовом виде», им показывается относительность знаний на каждом этапе познания («научная истина есть процесс»). Задача передачи знаний как относительных истин решается совместно с задачей историзации учебного материала.

2. Учитель в ходе лекционных занятий не просто передает учащимся новую информацию посредством монолога, а ищет ее в диалоге с аудиторией, формулирует учебные проблемы в виде проблемных вопросов, добивается решения этих проблем в ходе занятия.

3. Учащиеся приобретают навыки анализировать понятия и оперировать с понятиями (формулировать суждения), овладевают логическими приемами сравнения (сопоставления, противопоставления), обобщения, классификации, систематизации. Развивается чувствительность к противоречию, умение видеть проблему.

4. Высокая интенсивность учебно-познавательной деятельности учащихся за счет обобщения и логического структурирования учебного материала.

Предварительная методическая подготовка учителей осуществлялась по программе спецкурса «Организация высокопродуктивной умственной деятельности школьников» [1].

Использование словесно-логического метода обучения в педагогической практике способствует формированию системных и динамических характеристик умственной деятельности, обусловленных диалектической взаимосвязью репродуктивного и продуктивного мышления, и переходу познавательного процесса в творческий. Кроме того, данный метод обучения позволяет разрешить наиболее существенное противоречие учебного процесса: между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным временем обучения (за счет рационализации и интенсификации процесса обучения).

Литература

1. Глебова М.В. Организация высокопродуктивной умственной деятельности школьников: программа спецкурса для педагогических работников общеобразовательных школ [Текст] / М.В. Глебова. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000. – 41с.


ОПУБЛИКОВАНО

Глебова М.В. О РОЛИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3