Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Ставропольский институт экономики и управления имени О.В.Казначеева


Стратегической задачей системы высшего образования является формирование компетентного специалиста. В системе профессиональных компетентностей большинством исследователей отдельно выделяется информационная компетентность как важнейшая часть профессионализма в современном информационном обществе.

Процесс формирования информационной компетентности студента в вузе охватывает все этапы и формы обучения и может осуществляться только на базе развитой информационно-образовательной среды. Именно информационно – образовательная среда вуза выступает средством для достижения поставленной цели – формирование информационной компетентности специалиста. Между тем, само понятие информационно-образовательной среды трактуется исследователями и педагогами по-разному.

Под информационно-образовательной средой, О.А.Ильченко понимает системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.

Информационная среда как часть информационного пространства, по мнению Е.И.Ракитина, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида.

Информационная среда вуза, согласно исследованиям О.И.Соколова, это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.

На основе работ А.А.Андреева можно сделать вывод, что информационно-образовательная среда – это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.

Как считает Ж.Н.Зайцева, информационно-образовательная среда – антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося.

Под образовательной средой (или средой образования) В.А.Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

Как считает С.Д.Деряба, образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных.

Типологические признаки информационно-образовательной среды приведены в диссертации Г.Ю. Беляева. Среди них наиболее важны следующие моменты: образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной - мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот; образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания; образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Рассмотрев приведённые трактовки понятия информационно-образовательной среды вуза можно сделать вывод о том, что она охватывает все стадии процесса формирования информационной компетентности, так как затрагивает её важнейшие организационные стороны: субъект-объектное взаимодействие, контроль всех этапов, привязка к профессиональной деятельности, расширение форм и методов самостоятельной работы студентов.

Особо стоит отметить, что для формирования информационной компетентности важна не только информационно-образовательная среда каждого отдельного вуза, но и всей российской системы образования в целом.

Для этого в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых: Государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»; Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»; Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»; Межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России»; федеральный целевой проект «Электронная Россия» и др. Реализация названных программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.


ОПУБЛИКОВАНО

Горячова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 10