PDF-версия статьи |
Появление методов активного обучения и использование их в практике преподавания математических и естественно-научных дисциплин связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность студентов или способствовать её повышению.
При проведении лекции вдвоём присутствуют все признаки активных методов обучения: проблемность; адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих профессиональных задач и функций обучаемого; взаимообучение; индивидуализация; самостоятельность; усиление мотивации; эмоциональное воздействие.
При организации лекции-вдвоём в явном виде проявляется четыре вида активности студентов: мышление, действие, речь и эмоционально — личностное восприятие информации. Степень активизации студентов может рассматриваться в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется, хотя чаще всего охватываются все.
При проведении лекционного занятия учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, преподавателями разных дисциплин, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.
Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к объекту высказываний. Показывает личностные качества преподавателя как профессионала в своей предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая другая форма лекции.
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.
Лекция вдвоём является одной из наиболее сильных форм лекций в эмоциональном плане. Информация, воспринятая эмоционально, запоминается надолго, относительно легко переводится из долговременной памяти в оперативную. Использование эмпатии, способности любого человека к сопереживанию, позволяет преподавателю значительно активизировать восприятие учебного материала.
В нашем институте чаще всего при проведении лекции вдвоём одним из преподавателей выступает преподаватель информационных технологий, а другим – преподаватель математики, статистик и т.п. Это позволяет, с одной стороны, рассматривать решение задач двумя способами – классическими и с позиций современных информационных технологий, а с другой стороны обеспечивает лекцию достаточной степенью визуализации учебного материала.
Визуализация лекционного материала является одним из видов технологического обеспечения обучения. Графическое, образное изложение учебного материала позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации и повысить уровень ее усвоения.
Лекция – визуализация в сочетании с лекцией вдвоём формирует у студентов профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения и является наиболее перспективной формой лекционных занятий в современной высшей школе.
ОПУБЛИКОВАНО
Горячова М.В., Андрухив Л.В., Асманова И.Ю. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДВУМЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ . // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 11