PDF-версия статьи |
Международный опыт выбора и использования критериев отнесения предприятий к разным категориям неоднозначен. Преимущественно за основу для классификации предприятий берутся количественные показатели (численность занятых, оборот, баланс средств предприятия и пр.), которые при необходимости дополняют качественными оценками. Среди качественных характеристик основное место занимает организационная структура управления и активность в сфере маркетинговых коммуникаций.
В государственных масштабах популярность использования количественных критериев объясняется легкодоступностью статистических данных, необходимых для экономического анализа. При этом, знания только количественных показателей недостаточно для принятия решения о распределения мер поддержки разным субъектам предпринимательства. Предоставляя «разным» предприятиям востребованные ими формы поддержки, будут создаваться дополнительные возможности для их роста и развития, а значит и для развития всей экономической системы.
Помимо общепринятых количественных и качественных показателей, особое внимание стоит уделить личностным особенностям владельца бизнеса. На основе выявленных различий в развитости определенных личностных характеристик у успешных и неуспешных предпринимателей (данные диссертационного исследования Э,З.Омарова, 2011) - был сформирован список основных личностных особенностей предпринимателей. Интерпретация выявленного содержания дает возможность, судить о том, какого рода личностные ресурсы будут востребованы на том или ином уровне ведения бизнеса. Среди личностных характеристик предпринимателя особое значение имеет уровень независимости и самодостаточности, наличие духа соперничества, способность к эмпатии, готовность брать на себя ответственность, развитость толерантности, готовность активно действовать, осмысленность жизни, выносливость, вовлеченность и др.
Таким образом, для предпринимателей, ведущих бизнес микро- и малого уровня характерно: значимость мнения окружающих, проявление рефлексивности, рост самодостаточности, восприятие себя как «избранного», толерантность, невысокая степень конфликтности, в меньшей степени развитость жизнестойкости и способности к адаптации, самопринятие, действие по обстоятельствам, соблюдение социальных норм.
У предпринимателей, взрастивших бизнес до среднего и крупного уровня, отмечается: большее проявление гибкости, постановка высоких целей, которым они неукоснительно следуют, осознанное ограничение независимости, умения работать командно, стремление к доминированию, снижение необходимости в эмпатии, неприятие «ответственности» как согласия отчитываться перед кем-либо, большая адекватность в восприятии собственной «избранности», реалистичность оценок, высокая способность к адаптации, психологическое здоровье; замедление роста толерантности, готовность отстаивать интересы, высокая осмысленность жизни, постановка стратегических целей, низкий уровень рефлексивности, рост жизнестойкости, готовность отринуть социальные нормы и «ломать» стандарты.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что степень развитости определенных личностных особенностей предпринимателя находится во взаимосвязи с развитием бизнеса. Влияние личностных качеств предпринимателя необходимо учитывать в совокупности с количественными и качественными показателями развитости бизнеса. Приведенные в статье данные создают новое поле для исследований экономических и психологических различий субъектов предпринимательства, что, в дальнейшем, несомненно, скажется на развитии субъектов предпринимательства и экономики страны в целом.
ОПУБЛИКОВАНО
Омаров Э.З. Количественные, качественные и психологические характеристики уровней развития бизнеса. . // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 3