Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Казахстан, Шымкент


Современный период в развитии системы образования характеризуется сменой образовательной парадигмы и как следствие этого – разнообразием типов образовательных учреждений, развитием альтернативных педагогических систем.

В Республике Казахстан школьное обучение является массовым и всеобщим. В таких условиях школа сталкивается с очевидным противоречием: требования к качеству массовой подготовки ее выпускников растут, уровень обучения для всех учащихся повышается, диапазон индивидуальных различий детей широк, а условия обучения остаются усредненными.

Психолого-педагогические исследования, установившие зависимости, в которых наблюдается положительное влияние познавательного интереса путем контроля знаний (Л.Т. Искакова, Д.Р. Рахымбек и др.), исследовательской деятельности учащихся младших классов (М.О. Мусабеков), путем формирования математических понятий (А.Б. Акпаева), путем использования игровых математических задач во внеклассной работе начальной школы (Р.И.Кенжебекова), путем использования компьютерных технологий при обучении математике (А.О. Байдыбекова и др.), убеждают в необходимости в процессе обучения ориентироваться на высокий уровень развития познавательного интереса школьников. Выделяя значимость развития у учащихся высокого уровня познавательного интереса, нередко педагоги недооценивают важность первоначального уровня его развития, хотя именно на этом уровне происходит овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками (основы функциональной грамотности), которые являются базой для саморазвития личности. Основы функциональной грамотности – фундамент, позволяющий школьникам выходить на более высокий уровень развития познавательного интереса, избегая перегрузки в обучении.

Все эти исследователи отмечают, что в начальной школе еще недостаточно решена проблема повышения уровня знаний учащихся, а также проблема разумной организации самостоятельной деятельности младших школьников, исходя из возрастных особенностей этих учащихся. Это создает большие трудности на пути привития младшим школьникам любви и способностей к творческой деятельности, формирования у них мыслительных навыков, потребности в знаниях и самом познании. Бессистемность самостоятельных работ, которыми нередко изобилуют уроки отдельных учителей начальных классов, безотносительно к уровню умственного развития младших школьников и характеру их деятельности часто порождают у учащихся начальной школы внутреннее безразличие к самому процессу самостоятельной работы. Это приводит к тому, что продуктивная внутренняя мыслительная деятельность зачастую подменяется чисто внешней активностью. Школьники выполняют огромные количества всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затверженных операций.

Таким образом, из вышесказанного следует, что существует противоречие между необходимостью совершенствования методической системы обучения математике учащихся начальной школы как условия повышения уровня знаний младших школьников по математике в соответствии с их возрастными особенностями и индивидуальными возможностями учащихся и недостаточной разработанностью теоретических основ и методических условий для их осуществления. Для этого необходимо:

1.На основе психолого-дидактического анализа определить причины затруднений учащихся начальной школы в обучении математике и разработать способы их преодоления на основе коррекции учебной деятельности школьников.

2.В связи с общей характеристикой изменений в системе начального школьного образования и новыми задачами обучения школьников раскрыть педагогическую роль организации стимулирования познавательной деятельности учащихся начальных классов.

3.Разработать теоретико-педагогические основы и методические рекомендации в отношении организационных форм и методики комплексного использования приемов и средств стимулирования познавательной деятельности младших школьников.

Литература:

1.Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения» - М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

2.Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса /Под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Д.Ф.Фельдштейна: НИИ общ. и пед.психологии АПН СССР. – М., 1985 – 245 с.

3.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Сост. канд.пед.наук Н.А.Сундуков – М.: Просвещение, 1978 – 557 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Жунисбекова Д.А., Жунисбекова Ж.А., Абдрахманова А.Н., Мусабеков М.О., Жораева С. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 16