PDF-версия статьи |
Формированию дивергентного мышления способствует решение задач с недостающими (избыточными) данными – некорректных задач. На основе анализа современной психологической, педагогической и методической ли-тературы был определен структурно-компонентый состав характеристик культуры естественнонаучного мышления, развивающихся посредством решения некорректных задач. Обоснуем выбор показателей компонентов КЕНМ (образного, логического, абстрактного, систематического). Семантическая гибкость и образная адаптивная гибкость тесно связаны с изучением структуры модели (образа) объекта. Видение объекта под новым углом зрения основано на установлении аналогии в структуре образа и реального объекта, взаимосвязи их количественных и качественных отношений. Образная адаптивная гибкость интегрирует умения выполнять преобразования модели объекта для раскрытия всех его скрытых сторон, сохраняя гомоморфизм отображения. Критичность – доминирующий показатель логического компонента с позиции решения некорректных задач, чему способствует постоянное обращение учащегося в различным проверкам, прикидкам найденного результата. При решении некорректной задачи обучаемый вынужден делать умозаключения с помощью индукции, аналогии и интуиции, которые нуждаются в проверке. Семантическая спонтанная гибкость (или способность к самоопределению в ситуации неопределенности) показывает степень сформированности абстрактного компонента, подразумевающего отвлечение от несущественных свойств реального объекта и генерирование идей, предположений, что в явном виде отражено в содержании определения этого понятия по Дж. Гилфорду. Целостность и системность подразумевают восприятие объекта изучения как целостного явления, в котором элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом, их вычленение и отдельное рассмотрение носят условный характер и имеют своей целью показать особенности этих элементов, любые качественные и количественные изменения приводят в изменениям в во всей системе. Целостность показывает внутренне единство составляющих компонентов объекта, их гармоническое взаимодействие как между собой, так и внешними объектами. Рефлексия отвечает за осмысления действий и самоконтроль, вычленение из комплекса знаний способа их добывания, достижение цели при широком круге условий. На основании изложенных толкований целостности, системности и рефлексии и разработанных критериев системообразующего компонента КЕНМ их правомочно считать его показателями.
Некорректные задачи необходимо применять как в изучении базовых, так и специальных дисциплин. Использование некорректных задач в профес-сиональной подготовке придает практическую направленность в обучении, влияет на мотивацию обучения решению этих задач; а их использование в специальных дисциплинах предполагает не только их решение и конструи-рование, но и умение модифицировать условие некорректной задачи в кор-ректную и наоборот. В процессе подготовки в вузе можно использовать сле-дующие группы некорректных задач [2]: подготовительные (использование обучающих задач), отрабатывающие (учебные задачи), тренировочные (ис-пользование в различных ситуациях), контрольные (демонстрация критериев применимости задач).
Анализ роли некорректных задач в образовательном процессе позволяет говорить, что некорректные задачи являются одним из средств профессио-нальной подготовки будущего специалиста.
Список литературы:
1. Дрязгунов, К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К.В. Дрязгунов // Образование и общество.– 2003.– №1.– С. 40-49.
2. Грызлова, Н.В. Неопределенные задачи как средство формирования у бу-дущих учителей математики дидактико-методической компетентности.: дис. …кан. пед. наук.: 13.00.02./ Грызлова Наталья Викторовна. – М.: РГБ, 2005. – 174 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Безусова Т. А. Некорректные задачи в развитии дивергентного мышления студентов. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 12