Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WEB-PORTFOLIO ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова» г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), Россия


Сегодня, в условиях перехода вузов на новые образовательные стандарты, на систему двухуровнего обучения, особенно остро встает вопрос организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа теперь является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Здесь следует сразу оговориться, что самостоятельную работу мы рассматриваем, как совокупность различных видов самостоятельной деятельности студента, которая осуществляется как в аудитории, так и вне ее и подлежит обязательному самоконтролю, и контролю со стороны преподавателя. Самостоятельная работа – это не просто хорошо организованный и четко спланированный преподавателем вид той или иной самостоятельной деятельности студента, выполняемый в определенное время, а как определяет ее И. А. Зимняя это - « Целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

В современных условиях перехода от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной» следует изменить подход к организации самостоятельной работы студентов. На наш взгляд для этого целесообразно использовать информационно-коммуникативные технологии, позволяющие решить многие проблемы, которые естественным образом возникают при организации СРС. Как отмечают в своей работе О. А. Данилова, А. А. Сомкин, Т. П. Суродеева «Появление информационно–коммуникационных технологий сняло многие препятствия для учебного контакта с иноязычными культурами, расширило спектр доступной для будущего специалиста информации. Компьютер является таким средством человеческой деятельности, применение которого качественно изменяет возможности накопления и применения знаний каждым человеком. При этом новое средство обучения предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы»

Преимущества использования ИКТ при изучении иностранного языка совершенно очевидны – это индивидуальный темп работы, индивидуальное построение учебного курса, комфортность обучения, создание языковой среды, возможность самоконтроля и контроля со стороны преподавателя, неограниченное информационное пространство.

Современные средства обучения предоставляют нам огромные возможности для эффективной организации СРС в изучении иностранного языка. Так, созданные посредством технологии Web2.0, «web-portfolio» студента, позволяет не только осуществлять контроль входящий, промежуточный, итоговый языковых знаний студента, но и проводить мониторинг его самостоятельной деятельности: учебной, внеучебной и научной.

«Web-portfolio» определяется в «Википедии» как «web- базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Web-portfolio студента, школьника – это web - сайт, на котором отражаются образовательные результаты - результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий совместной деятельности».

Отличительными характеристиками web-portfolio являются:

1) коммуникативная направленность, позволяющая студентам осуществлять информационное взаимодействие на базе портфолио;

2) структурированность, открытость и гибкость, что дает возможность его модифицировать и строить различные визуализации контента;

3) гипертекстовая технология построения, обеспечивающая реализацию связи между компонентами портфолио в виде перекрестных ссылок [2, с. 23–57].

Нам представляется целесообразным использовать web-портфолио при организации СРС. Во-первых, можно постоянно обновлять базу заданий для самостоятельной работы. Во- вторых, преподаватель может в индивидуальном порядке координировать учебную или исследовательскую деятельность студента, оставлять свои комментарии к выполнению заданий, поправки, замечания. То есть такая организация работы не требует постоянного присутствия в аудитории, позволяет использовать большее информационное пространство, в сравнении традиционной формой обучения, а также компенсирует в определенной степени дефицит языкового общения. И в конечном итоге, посредством портфолио преподаватель и студент имеют объективную картину результатов самостоятельной деятельности студента в изучении иностранного языка.

Литература:

1. Википедия, 2009. Режим доступа: http://www.wikipedia.ru

2. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и


ОПУБЛИКОВАНО

Павлова Т.Л., Аюрова М.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WEB-PORTFOLIO ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 8