PDF-версия статьи |
В развитии личностных и профессиональных качеств юриста значимую роль может играть формальная логика.
В дисциплину «Математика и информатика», которая изучается на первом курсе, включен раздел «Формальная логика». Формальная логика является наукой о мышлении, предметом которой является исследование умозаключений и доказательств с точки зрения их формы и в отвлечении от их конкретного содержания. Идеи и методы формальной логики используются как в повседневной практике, например в качестве средства предотвращения логических ошибок, так и в теории для логического анализа научного знания. Поэтому конечной целью изучения раздела должно стать умение применять логические правила и законы в практической деятельности, то есть умение решать логические задачи. Навыки решения логических задач разными способами должны вырабатываться в процессе выполнения практических задач на семинарских занятиях и самостоятельно. Такие навыки способствуют также развитию памяти, внимания, умению давать четкие ответы на поставленные вопросы, воспитанию ответственности, терпению, культурному и интеллектуальному развитию студентов.
Однако при изучении раздела «Формальная логика» имеют место некоторые проблемы. Во-первых, не все преподаватели дисциплины «Математика и информатика» считают изучение формальной логики существенным. Изучение логики сводится к ознакомлению с правилами и законами логики. Во-вторых, в учебниках и методических пособиях по данной дисциплине в разделе “Логические задачи” предлагаются всегда однотипные задачи, содержание которых не относится к области юриспруденции.
С другой стороны, одним из изучаемых студентами предметов на втором курсе специальности «Юриспруденция» является «Юридическая логика». Она представляет собой изложение основ формальной логики с учетом особенностей их применения в мыслительно-познавательной юридической деятельности. Основное внимание в этой дисциплине уделено логическим требованиям, предъявляемым к оценке юридических событий и фактов в процессе принятия правовых решений, правовым понятиям, их формированию и операциям с ними, условиям истинности юридических суждений, индуктивным методам установления причинных связей, аналогии, построению версий и доказательств по юридически значимым делам. Как правило, в учебных пособиях по данному предмету отсутствуют четкие и наглядные способы и схемы решения логических задач с точки зрения информатики. Более того, в научных статьях, посвященных использованию формальной логики в области права, отмечается «прохладное» отношения к ней преподавателей юридических дисциплин.
Решение этих проблем возможно путем интеграции усилий преподавателей кафедр информационных технологий и юриспруденции. В содержание раздела «Формальная логика» предмета «Математика и информатика» должно быть включено решение задач юридической направленности, а в курсе «Юридическая логика» необходимо уделять больше внимания практическому решению задач формальной логики. Это позволит обеспечить технологии обучения, развивающие необходимые юристу профессиональные и личностные качества.
ОПУБЛИКОВАНО
Беляева М.А. О РОЛИ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 5