Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел


В экономическом состоянии современной России обозначилась потребность в активизации государственных контрольных инструментов. Экономика государства естественным образом стремится адаптироваться к новым условиям. Поэтому финансовый контроль постепенно переходит от традиционных форм проверки, к контролю эффективного, результативного и экономного использования государственных ресурсов. Все это неизбежно приводит к необходимости внедрения в государственный контроль аудита эффективности государственных ресурсов.

Аудит эффективности – относительно новая форма аудита, которая является результатом интеграции государственного финансового контроля и аудита. Возникновение аудита эффективности в системе государственного контроля обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность. Аудит эффективности является достаточно сложным и многоплановым инструментом контроля, который включает в себя такие основные функции как: контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием государственных финансовых ресурсов; анализ результативности использования государственных финансовых ресурсов; проверка эффективности деятельности государственных органов при реализации предусмотренных положений финансовой политики, в том числе расходования бюджетных средств.

Особую разновидность аудита эффективности представляет аудит эффективности расходования средств государственного бюджета (аудит эффективности бюджетных расходов), ориентированный на активизацию контроля за бюджетным процессом не только на стадии распределения и доведения государственных средств до их потребителей, но и включая оценку эффективности, целесообразности и результативности бюджетных расходов.

Аудит эффективности бюджетных расходов – продукт объединения ГФК и аудиторской деятельности, который заимствовал некоторые их черты. Определим место аудита эффективности в системе ГФК:

1. Субъектами аудита эффективности являются уполномоченные законодательством органы ГФК, имеющие достаточную квалификацию и опыт ревизионной работы, а также привлекающиеся на договорной основе частнопрактикующие аудиторы и научные работники, занимающиеся данной проблемой.

2. Объектами аудита эффективности являются все организации, предприятия, учреждения, которые управляют, распоряжаются государственным имуществом и производят расчеты и операции с бюджетными средствами, а также имеющие обязательства перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

3. Предмет аудита эффективности должен представлять собой единичный участок финансовой деятельности. Например, отдельная государственная программа, управление конкретным объектом государственной собственности, реализация определенного государственного контракта.

4. Форма проведения аудит эффективности будет зависеть от его специфики и ограниченного предмета, так он может охватывать лишь отдельную программу, вид деятельности или конкретное имущество.

Таким образом, аудит эффективности по перечню системообразующих признаков является одним из направлений деятельности ГФК.

Аудит эффективности в сфере исполнения бюджета можно разделить на: аудит экономности использования государственным органом государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов его деятельности; аудит продуктивности использования государственным органом трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий; аудит результативности деятельности государственного органа по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

В методике проведения аудита эффективности использования государственных средств, разработанной Счетной палатой, все виды проверок условно подразделены на две группы.

Первая группа – это проверки эффективности, связанные с исполнением государственных функций, в частности: проверки эффективности использования государственных средств, направленных на выполнение государственных функций, реализацию целей социально-экономической политики государства; проверки использования государственных средств отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач; и т.д.

Вторая группа включает в себя проверки федеральных программ, в реализации кот


ОПУБЛИКОВАНО

Шапорова О.А., Тюхова Е.А АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 5