PDF-версия статьи |
В данной статье исследование поставленных выше вопросов осуществляется через феноменологический подход, описанный в трудах Эдмунда Гуссерля.
В своих трудах Э. Гуссерль описывает акт трансцендентально-феноменологической редукции, после которого остается только трансценден-тальное Я (Ego). Этому Я становиться доступным созерцание феноменального мира и других индивидов как феноменов. Здесь Я сталкивается с особым родом существования самого себя. «Другой указывает на меня самого. Другой есть моё собственное отражение и в то же время не является таковым. Смысловое определение я получаю не только от другого, но и от самого себя».[1, С. 444-445].
Каждый, говоря о себе «Я», признает существование себя именно как «Я». При этом моё Я является центральным для меня, все остальное на периферии. Я – центр своего существования, Я – точка отсчета для себя в этом мире. И тогда Я воспринимает себя как переживающего, а не переживание, как исполняющее акт, а не сам акт, как обладающего характерной чертой в виде свойства, а не как характерную черту. Именно осознание других Я позволяет понять свое положение в мире.
Другое Я всегда конструируется в пределах собственного, то есть иное в первую очередь представляет собой не-Я, иное Я, отличное от меня. Это «другое Я» предполагает новую бесконечную область «другого», объективную природу и объективный мир вообще, которому принадлежу Я и все другие Я. При этом другие Я не остаются изолированными друг от друга и от моего Я, а складываются в некое сообщество Я.
Э. Гуссерль считает, что недоступность чужих переживаний необходимо оп-ределена. Здесь применимо понятие «опосредованной интенциональности», когда нечто «присутствует, отсутствую» (аппрезентация), то есть я могу переживать чу-жие переживания, хотя они мне и не даны непосредственно в опыте. Я конституи-рую Другого как подобного себе, как себя, но только при условии, что я мысленно полагаю себя на месте Другого. Другие, таким образом, существуют как отдельные от меня, и никакая связь не соединяет переживания конкретных индивидов с моими собственными переживаниями.
Присутствие в мире субъекта, отличного от нас, позволяет нам осознать границы нашего существования. Мы осознаем свое центральное положение в мире по отношению к Другому. Существование Другого сталкивает нас с необ-ходимостью признать наличие в мире иной точки отсчета, относительно которой задается иной, отличный от моего, взгляд на мир. «Чужая субъективность, полагаемая в этой аппрезентации, не подвергается редукции и не является в свою очередь индексом для системы явлений. Она обладает своей системой явлений». [2, С.358].
Мы можем предположить, что Другой представляет сходную с нами структуру: имеет сознание, переживание, познает мир, создает интенциональный мир и т.д. взаимодействие с Другим приводит к пересмотру себя, к переоценке своего Я с позиции Другого.
Список литературы:
1. Гуссерль Э. Картезианские размышления/ Гуссерль Э. Логические исследования. Карте-зианские размышления и др. Минск, М., 2000.
2. Гуссерль Э. Размышления об идее феноменологической редукции и самостоятельности, а также взаимосвязи монад в лекциях «Основные проблемы феноменологии» 1910/11 гг./ Избран-ные работы. М., 2005.
ОПУБЛИКОВАНО
Матушкина Марина Владимировна Феноменологический подход к понятию "Другой".. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4