Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Феноменологический подход к понятию "Другой".

Уральский Федеральный Университет имени Первого Президента РФ Ельцина Б.Н.


Рассмотрение вопросов, в истоках которых лежит понятие «Другого», немыслимо без обращения внимания в первую очередь к отношениям Я – Дру-гой, только через определение субъектом себя как Я возможно фиксирование за иным субъектом характера Другого. Я всегда источник обращенного к Другому взгляда, Другой всегда та граница, от которой Я выстраивает представление о себе самом, и поэтому понятие Другого можно исследовать с двух позиций: 1) как Я определяет себя через Другого; 2) как Я представляет себе Другого, каким его видит как Я определяет себя через Другого. И, конечно, нельзя оставить без внимания вопрос о том, как возможно взаимодействие между Я и Другим.

В данной статье исследование поставленных выше вопросов осуществляется через феноменологический подход, описанный в трудах Эдмунда Гуссерля.

В своих трудах Э. Гуссерль описывает акт трансцендентально-феноменологической редукции, после которого остается только трансценден-тальное Я (Ego). Этому Я становиться доступным созерцание феноменального мира и других индивидов как феноменов. Здесь Я сталкивается с особым родом существования самого себя. «Другой указывает на меня самого. Другой есть моё собственное отражение и в то же время не является таковым. Смысловое определение я получаю не только от другого, но и от самого себя».[1, С. 444-445].

Каждый, говоря о себе «Я», признает существование себя именно как «Я». При этом моё Я является центральным для меня, все остальное на периферии. Я – центр своего существования, Я – точка отсчета для себя в этом мире. И тогда Я воспринимает себя как переживающего, а не переживание, как исполняющее акт, а не сам акт, как обладающего характерной чертой в виде свойства, а не как характерную черту. Именно осознание других Я позволяет понять свое положение в мире.

Другое Я всегда конструируется в пределах собственного, то есть иное в первую очередь представляет собой не-Я, иное Я, отличное от меня. Это «другое Я» предполагает новую бесконечную область «другого», объективную природу и объективный мир вообще, которому принадлежу Я и все другие Я. При этом другие Я не остаются изолированными друг от друга и от моего Я, а складываются в некое сообщество Я.

Э. Гуссерль считает, что недоступность чужих переживаний необходимо оп-ределена. Здесь применимо понятие «опосредованной интенциональности», когда нечто «присутствует, отсутствую» (аппрезентация), то есть я могу переживать чу-жие переживания, хотя они мне и не даны непосредственно в опыте. Я конституи-рую Другого как подобного себе, как себя, но только при условии, что я мысленно полагаю себя на месте Другого. Другие, таким образом, существуют как отдельные от меня, и никакая связь не соединяет переживания конкретных индивидов с моими собственными переживаниями.

Присутствие в мире субъекта, отличного от нас, позволяет нам осознать границы нашего существования. Мы осознаем свое центральное положение в мире по отношению к Другому. Существование Другого сталкивает нас с необ-ходимостью признать наличие в мире иной точки отсчета, относительно которой задается иной, отличный от моего, взгляд на мир. «Чужая субъективность, полагаемая в этой аппрезентации, не подвергается редукции и не является в свою очередь индексом для системы явлений. Она обладает своей системой явлений». [2, С.358].

Мы можем предположить, что Другой представляет сходную с нами структуру: имеет сознание, переживание, познает мир, создает интенциональный мир и т.д. взаимодействие с Другим приводит к пересмотру себя, к переоценке своего Я с позиции Другого.

Список литературы:

1. Гуссерль Э. Картезианские размышления/ Гуссерль Э. Логические исследования. Карте-зианские размышления и др. Минск, М., 2000.

2. Гуссерль Э. Размышления об идее феноменологической редукции и самостоятельности, а также взаимосвязи монад в лекциях «Основные проблемы феноменологии» 1910/11 гг./ Избран-ные работы. М., 2005.


ОПУБЛИКОВАНО

Матушкина Марина Владимировна Феноменологический подход к понятию "Другой".. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4